Шаманизм

Шаманизм

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Традиционные верования прибайкальских бурят, эвенков и тофалалов – семейно-родовые, промысловые культы и шаманизм. Если эвенки все-таки приняли православие (в весьма своеобразной синкретической форме), то для бурят и тофов крещение было чисто формальным. В 1905 г., после установления в Российской Империи, веротерпимости большинство вернулось к своим традиционным культам. Куда больший урон нанесли десятилетия насаждаемого атеизма при советской власти. В начале 90-х голов XX в. началось возрождение шаманских традиций, возникли структуры, объединяющие шаманов среди бурят – одна из первых – «Сахилгаан» («Молния»). Однако современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощен и деформирован. Сейчас многое делается для того, чтобы сохранить его регулирующие социальные функции. Тайлаган, сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл – эти основные виды обрядов сегодня практически забыты.

Совет шаманских общин Прибайкалья, созданный в Иркутске в мае 2008 г., призван вести работу по просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских обрядов. Шаманский пантеон божеств (тэнгриев, ханов, заянов, эжинов и т.д.) условно можно разделить на следующие группы по степени важности и количеству участников: общебурятские, межплеменные и племенные, родовые, территориальные, улусно-общинные, семейно-индивидуальные. Соответственно данной иерархии проводятся и обряды почитания этих божеств. Таким образом, большой обряд тайлаган также проводится на разных уровнях, по разным поводам и в разное время года. Вначале проводятся семейно-индивидуальные, затем улусно-общинные и так далее по возрастающей.

Тесное соседство с русским населением и влияние христианства на шаманизм сказалось, прежде всего, на ее культовой системе, в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам: к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т.д., а в Советское время к срокам шаманских обрядов проводили праздник Сур-Харбан.

С наступлением лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, сёлах, районах, родах и т.д., местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов, лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня. В 2011 г. проводились следующие наиболее значимые тайлаганы: «Бубэн тоодэ» в с. Корсук Эхирит-Булагатского района; «Ехэ Ёрд» в местности Хуторук Ольхонского района; «Поклонение водным Богам» в с. Закулей Нукутского района.

В Совет шаманских общин Прибайкалья входят:

Степанов Леонид Иосифович, Баяндаевский район, община «Сахилган»

Антонов Игорь Геннадьевич, глава Одинского МО, Ангарский район, с. Одинск;

Болсоев Жорж Павлович, Нукутский район;

Хантуев Александр Арсентьевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»       ;

Бубаев Семен Сергеевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»;

Балтаев Виталий Александрович, г. Иркутск, община «Хухэ тэнгэри»;

Валентин ХАГДАЕВ

Хагдаев Валентин Владимирович, Ольхонский район

Шабаев Павел Афанасьевич, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич, г. Иркутск

Дамбинов Роман Дмитриевич, Аларский район

Педчеев Егор Алексеевич, Иркутский район, с. Б. Голоустное, община «Сахилган»

Ширеторов Будажаб Пурбуевич, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, община «Тэнгэри»

Лаврентьева Людмила Озоновна, Осинский район, община «Бургэд»

Лаврентьева Любовь Алексеевна, Боханский район, община «Бургэд»;

Хамнуев Антон Викторович, Осинский район, община «Бургэд»

Батанов Леонид Алексеевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»

Возрождаются традиционные обряды среди эвенков и тофаларов. В с. Ербогачене четыре года подряд во время национального праздника «Арчалдын» («Встреча») проводятся обряды очищения, поклонения огню и задабривания духов. Однако речь лишь идет об исполнении обрядов главами старейшин и участниками «Эвенкийского национально-культурного центра. О возрождении шаманизма пока говорить не приходится, так как последний эвенкийский шаман в Катангском районе Яков Веретнов умер в 1989 г. Подобная ситуация и в Тофаларии, где традиционные обряды проводятся на празднике «Ыргынчи Ыры» («Оленьи игры»).

На празднике Арчалдын
Конфессии в 1999 г.

Неоязычество (Родноверие)

Александр НОВИКОВ

Своеобразным религиозным течением является русское неоязычество (родноверие), возрождением которого занимается группа активистов во главе с Александром Сергеевичем Новиковым.

Ингилистическая община г. Иркутска (поддерживает контакты с утратившей в 2002 г. регистрацию Ингилистической церковью в Омске) организованно отмечает старинные языческие праздники (День Ивана Купалы, Масленицу и др.), пропагандирует «Русские Веды» и «Книгу Велеса». Большое внимание уделяется возрождению русского рукопашного боя. Действует клуб спортивных единоборств имени Перуна, инструктором которого является Игорь Александрович Старухин. На его базе основан и военно-спортивный клуб «Святослав» в Шелехове. Члены клуба занимаются исторической реконструкцией, они неизменные участники проведения многих культурно-массовых мероприятий в Иркутске и Шелехове. Многие из членов клуба считают себя родноверами.

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ