Иркутский политех: жизнь на грани нервного срыва

Иркутский политех: жизнь на грани нервного срыва

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Еще недавно иркутский Политех был флагманом среди сибирских технических вузов и незыблемой крепостью стабильности. Сейчас ИрГТУ раздирают внутренние междоусобицы и разлад внутри коллектива, а скандалы то и дело прорываются наружу. Почему университет лихорадит? Что происходит за этим, казалось, непроницаемым политеховским фасадом?

Вопрос не праздный, ведь ИрГТУ – это кузница кадров для экономики не только Иркутской области – всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это опорный вуз со статусом национального исследовательского университета, с мощной научно-технической базой, с Технопарком и комплексом других подразделений самых разных направлений. Это более 30 тысяч студентов и свыше 3 тысяч сотрудников.

Все началось с того, что в июле 2013 года ректор ИрГТУ Иван Головных покинул свой пост. Покинул ожидаемо: Минобрнауки решил не продлевать с ним контракт (в отношении ректора было возбуждено уголовное дело – следователи СК РФ заподозрили Ивана Головных в превышении полномочий). Впрочем, речь не о нем.

После ухода ректора на «хозяйстве» остался зав. кафедрой квантовой физики и нанотехнологий ИрГТУ Александр Афанасьев, который с 20 июля 2013 года и стал исполняющим обязанности ректора. Предполагалось, что врио он пробудет до выборов ректора, которые должны были состояться в 2014 году.

Александр Афанасьев, врио ректора ИрГТУ
Александр Афанасьев, врио ректора ИрГТУ

До поры до времени, в вузе царила этакая полуапатия-полурастерянность. Жизнь катила по инерции (благо, ИрГТУ многие годы занимал очень высокие позиции в региональной межвузовской «табели о рангах» и наработал «запас прочности»). Однако, приближалось время выборов, и начались чудеса.

Во-первых, подготовка к выборам стартовала так поспешно, что мало кто успел вникнуть в новое Положение, регламентирующее порядок избрания ректора. Руководство во главе с Александром Афанасьевым спешно созвало Ученый совет, который, не разобравшись («скорей-скорей, время уходит», — торопил ректорат), даже не имея на руках текста Положения, принял документ.

Между тем, как выяснилось при более детальном рассмотрении, в Положении оказалось такое количество огрех, что проводить по нему выборы означало бы рисковать легитимностью всей процедуры. Во-вторых, установленные на проведение выборной кампании сроки были подозрительно сжатыми – на выдвижение кандидатов отводилось по сути всего семь рабочих дней.

Попытки некоторых здравомыслящих сотрудников притормозить разогнавшийся поезд не встретили понимания в руководстве. В коллективе стало нарастать подозрение, что вся эта спешка — вовсе не случайна, да и вал претензий к команде врио ректора Афанасьева за полгода вырос так, что молчать дальше было нельзя.

В связи с чем члены Ученого совета ИрГТУ обратились к полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому с просьбой взять процесс под свой контроль, а также поделились своей тревогой насчет методов работы нового руководства: «врио ректора Афансьев А.Д. игнорирует решения Ученого Совета ИрГТУ, меняет по своему усмотрению и без объяснения причин утвержденный план работы УС… Ректор действует кулуарно и волюнтаристски, а решения принимает, не советуясь ни с кем (что противоречит Уставу вуза)».

По мнению членов Ученого совета, есть основания предполагать, что Александр Афанасьев преследует личные интересы: «Неспроста грубо нарушается процедура выборов ректора. Объявлены они были без согласования с Минобрнауки РФ, вопреки Уставу университета».

Особенно коллектив ИрГТУ возмутило то, что новое руководство, которое, казалось бы, должно было стать драйвером развития, на поверку оказалось слабо в этом заинтересовано. «Находясь в должности и.о. ректора, Александр Афанасьев с июля прошлого года не поддержал ни одного проекта в интересах вуза, – сказано в обращении к полпреду. — Из-за этого, например, были отклонены все пять заявок, поданных от ИрГТУ на конкурсы проектов по постановлению правительства РФ №220. Кроме того, ряд перспективных проектов с реальными инвесторами не получили развития из-за того, что и.о. ректора и его советники добивались полного финансового контроля по реализации этих проектов и пытались игнорировать интересы непосредственных исполнителей».

Авторы письма обращают внимание на то, что и прежде, на других должностях, за Александром Афанасьевым «водились грешки». Так, работая зав. кафедрой квантовой физики и нанотехнологий, он был уличен в том, что неправомерно приписывал себе и некоторым другим сотрудникам дополнительные рабочие часы на кафедре. Оплата за НИРС производилась, а работа не выполнялась.

«До сих пор не получил должной оценки со стороны правоохранительных органов и такой случай, — рассказывают сотрудники ИрГТУ. — В должности проректора по научной работе А. Афанасьев подписал акт приемки выполненных работ соисполнителями по госконтракту (ООО «Тимлюйский завод», ООО «Теплотехнологии») за фактически невыполненные работы. Тем самым он нанес ущерб ИрГТУ на сумму порядка 16 млн. рублей, которые ИрГТУ выплатил по решениям арбитражных судов. Это не тайна и в ИрГТУ имеются отчеты этих организаций, подтверждающие все вышеизложенное. Другой вопрос: насколько бескорыстно действовал тогда нынешний и.о.ректора? Многие члены нашего коллектива готовы подозревать в этом личную его корысть».

Далее члены Ученого Совета приводят факты многочисленных нарушений, допущенных в ходе подготовки к выборам ректора. Перечислять их все не представляется возможным – слишком обширен был бы этот список. Здесь и процедурный мухлеж, и попытки отодвинуть неугодных кандидатов (так, кандидатуру проректора по научной работе В.В. Пешкова «забраковали» по формальному признаку – якобы он подал на конкурс не полный пакет документов).

Как заявляют авторы письма, то, что 29 подразделений ИрГТУ выдвинули своим кандидатом на должность ректора именно Александра Афанасьева – вовсе не является фактом реальной поддержки: многие сделали это под давлением действующей команды, которая нынче заправляет в Политехе. Жестко были пресечены даже попытки сказать слово в защиту «неугодных» команде Афанасьева кандидатов.

Так, на заседание Ученого совета (кстати говоря, открытое), где утверждался список выдвинутых кандидатур на пост ректора, не пустили директора Лимнологического института академика Михаила Грачева, который намеревался всего лишь сказать слово в поддержку кандидата Николая Иванова. Причем, не просто не пустили – чуть ли не силой дюжие охранники удерживали пожилого человека на инвалидной коляске, чтобы он не попал в зал заседаний. Уважаемый академик был настолько потрясен и возмущен этой ситуаций, что написал письмо Министру образования и науки РФ Ливанову Д.В. с жалобой на очевидные нарушения, с которыми проводятся выборы ректора в Политехе.

Директор физико-технического института ИрГТУ Николай Иванов, один из претендентов на участие в ректорских выборах, также решил не молчать о происходящем. С жалобой на злоупотребление административным ресурсом в ходе подготовки к выборам ректора он обратился к помощнику Президента РФ Андрею Фурсенко.

«Процедура выдвижения кандидатов проводилась в спешке, в закрытом режиме, без широкого обсуждения», — пишет в своем обращении Иванов и просит Андрея Фурсенко вмешаться в ситуацию.

Впрочем, все это уже в прошлом. Слава богу, Минобрнауки притормозил процедуру выборов, перенеся ее на вторую половину 2014 года. В Политехе сделали вид, что так и хотели – врио ректора даже попенял правовому управлению ИрГТУ на то, что те плохо подготовили Положение о выборах, из-за чего все пришлось отложить на неопределенный срок. Однако, вряд ли кого-то из сотрудников Политеха это ввело в заблуждение или успокоило. Более того, волна недовольства внутри ИрГТУ только нарастает.

Так, с резкой критикой руководства Политеха выступил профком технического университета, возмущенный действиями команды Афанасьева. В своем обращении к министру образования и науки Дмитрию Ливанову и председателю общероссийского профсоюза работников образования Галине Меркуловой члены профкома пожаловались на то, что Александр Афанасьев взялся создавать новую общественную структуру (Общественный совет) в составе ИрГТУ, которая будет использоваться как инструмент раскола коллектива.

«Считаем, что при сложившейся непростой ситуации в университете, создание указанного Совета не способствует консолидации коллектива, а только с новой силой разжигает противостояние. Более того, это очередная попытка команды и.о. ректора любыми путями ослабить роль профсоюзной организации в решении социальных и других вопросов», — сказано в обращении. Во избежание эскалации конфликта, члены профсоюза попросили вмешаться в ситуацию руководителей федеральных ведомств.

Технопарк
Технопарк

Вообще, жалоб на руководство Политеха, как выяснилось, такое количество, что если собрать их вместе, получится целая книга. В ней не только претензии профкома, и членов Ученого совета, но и отдельных членов коллектива. Люди жалуются на то, что от них скрывают информацию, а важные для вуза решения принимаются узким кругом приближенных к врио ректора, не пуская на заседания Ученого совета тех, кто может сказать что-то против.

При этом новое руководство Политеха нередко принимает важные решения даже в обход Ученого совета. Так в ИрГТУ было создано управление по связям с общественностью. Само собой, под это заводятся новые штатные единицы и, понятное дело, расходы. Опять же, в обход Ученого совета, в структуре университета учреждено «Управление информационной безопасности» и некоторые институты.

Все бы ничего, но такого рода преобразования ведут к новым расходам, а в нынешних условиях это не самая рациональная стратегия. Особенно если учесть, что по главному своему профилю Политех – это прежде всего учебное заведение, которое призвано давать качественное образование на современном уровне. А для этого нужно развивать материально-техническую базу. И с этим все непросто.

Преподаватели жалуются, что аудитории нуждаются в ремонте, а из инновационных инструментов обучения – только доска да мел. «Крайне сложно обеспечивать качественный трансфер знаний, используя «бабушкины» способы, особенно когда ведешь дисциплины по рыночной экономике», — замечает старший преподаватель Татьяна Краснова.

На чрезвычайно низкую зарплату жалуются работники АХЧ. «Такого низкого уровня оплаты труда рабочих и ИТР нет ни в одной строительной организации, ни в одном вузе города», — отмечает проректор по АХ и ПД А.Комаров.

На вопрос, прислушиваются ли в руководстве Политеха к критике «снизу», сотрудники ИрГТУ пожимают плечами: «Прислушиваются, а как же…».

Как прислушиваются, тема отдельная. Многочисленные факты недовольства в коллективе не остались незамеченными руководством: от некоторых несогласных постарались избавиться.

Так, были уволены семеро работников санатория-профилактория, который имеется в структуре Политеха. С 16 мая 2014 подразделением руководит Оксана Колесникова, ставленник команды Афанасьева. Сотрудники пожаловались на то, что новый главврач в отношении коллектива допускает «вольности» — игнорирует сотрудников, по своему усмотрению отправляет людей в неоплачиваемые отпуска, косвенно принуждает некоторых к расторжению трудового договора. В коллективе из-за этого царит атмосфера недоверия и нервозности. То ли в связи с этим, то ли по другой какой причине, но все семеро в результате оказались не у дел.

Без работы чуть не осталась и доцент кафедры Экономической теории и финансов ИрГТУ Татьяна Хороших. Без объяснения причин руководство объявило, что ее ставка сокращается и с 30 августа она уже не работник Политеха. При этом в расчет не взяли ни то, что Татьяна Хороших является опытным педагогом с 37-летним стажем, ни то, что она высококвалифицированный специалист и знаток как минимум шести финансовых дисциплин, ни то, что у нее на руках несовершеннолетняя дочь, а кормилец в семье один – сама Татьяна.

Но особенно возмутила многих история с проректором по научной работе Виталием Пешковым, который даже был вынужден подать в суд на руководство Политеха – человека буквально третировали из-за его позиции «несогласного», не выдавали ему запрашиваемые на вполне законных основаниях документы, выносили дисциплинарные взыскания по надуманным поводам. Более того, вокруг имени уважаемого ученого был раздут скандал — Пешкова фактически обвинили в плагиате и присвоении ученой степени доктора экономических наук.

Интернет-ресурс «Диссернет», занимающийся на общественных началах проверкой на плагиат диссертаций известных людей, вдруг ни с того ни с сего заинтересовался скромным, малоизвестным (по федеральным меркам) проректором по науке ИрГТУ. В одной из иркутских газет даже появился разоблачительный материал про Виталия Пешкова, докторская диссертация которого, по мнению «Диссернета» — чистой воды «компиляция». Впрочем, вскоре СМИ, опубликовавшее развернутое «разоблачение», было вынуждено давать опровержение – факты против проректора Пешкова не подтвердились.

Однако, «расследование» «Диссернета» пришлось удивительно «кстати» и на руку некоторым коллегам Пешкова. На Ученом Совете ИрГТУ, где Виталий Пешков должен был отчитаться о научно-исследовательской работе вуза, разгорелся настоящий скандал — врио ректора Афанасьев предложил обсудить не достижения на ниве НИР (согласно повестке), а диссертацию проректора по науке – создать специальную комиссию, которая проверит работу ученого. Резко и агрессивно против Пешкова выступил и первый проектор университета Николай Коновалов и один из ярых сторонников этой команды Павел Лонцих. Однако, в своих обвинениях Лонцих П. зашел так далеко, что Афанасьеву пришлось «сдать назад» и откреститься от выступления коллеги. В итоге заседание, вопреки ожиданиям, не превратилось в «суд» над Пешковым – Ученый совет признал научно-исследовательскую работу вуза, за которую отвечал проректор Пешков, удовлетворительной. А тему «плагиата» вообще не стали вносить в повестку – в силу абсурдности и надуманности этого предложения.

Последним событием, возмутившим коллектив Политеха, стала Конференция работников ИрГТУ, прошедшая 24 октября. По итогам этого собрания от группы делегатов конференции в адрес первого заместителя губернатора Иркутской области Виктора Игнатенко было направлено письмо с жалобой на очередные нарушения ректората и с просьбой взять под личный контроль ситуацию. А сотрудники ИрГТУ А.Г. Коршунов и Д.В.Огнев направили обращение министру образования и науки Дмитрию Ливанову.

988756875
Конференция трудового коллектива Политеха на этот раз была посвящена внесению изменений в Устав университета в связи с учреждением новой должности — президента ИрГТУ. Однако, ректорат, без предварительного обсуждения, внес в повестку еще один вопрос — о лишении Конференции права принимать и изменять Устав университета. Причем, по сути вопрос обсудить не дали. Врио ректора Афанасьев и руководитель правовой службы Мишарина упрямо твердили, что нужно всё принять, так требует закон и ничего другого коллективу ИрГТУ не дано. Хитро подменив тему, председательствующий провернул процедуру голосования и объявил Конференцию закрытой.

То, что результаты ее будут оспорены – сомнений нет: группа делегатов настроена решительно, да и коллектив ИрГТУ (во всяком случае, часть его) не готов мириться с происходящим. Так что конца междоусобице в Политехе пока не видно. А ведь впереди еще и выборы ректора, которые в такой ситуации, да без внешнего наблюдения, вряд ли пройдут мирно и честно.

Увы, вопрос «что будет с иркутским Политехом?», остается открытым. Однако, очевидно, что нынешнее положение вещей вряд ли сулит вузу благополучное преодоление кризиса и успешное развитие. Политеху нужна помощь, причем, срочная. Пока позиции и заслуженный авторитет одного из лучших технических университетов страны не пошли прахом из-за мелочности и недальновидности его нынешних руководителей.

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ