Стамбульский саммит, посвящённый созданию газового хаба, из-за землетрясения перенесён с 14–15 февраля на 22 марта
Причина понятна: мощное землетрясение сместило вектор турецких задач и сейчас надо разобраться с тем, как ликвидировать разрушения – Эрдоган отводит на восстановительные работы год.
Землетрясение вызвало спекулятивный рост цен на энергоносители и стройматериалы, но это не единственные изменения, вызванные стихийным бедствием. Есть и другие, экономические и политические, причем в глобальном масштабе.
На Ближнем Востоке на государственном уровне меняется конфигурация политических союзов, причем они носят перспективный характер. Это касается, в частности турецкого газового хаба, о котором в последние месяцы говорили и писали много. а они могут отразиться и на газовых проектах. Россия же, по оценкам издания «Акценты», окажется в плюсе.
Выдвинутая Владимиром Путиным в октябре прошлого года идея продавать газ через турецкий хаб в Европу была в мире осмыслена и начала перерастать в большой международный проект. При этом Россия из закоперщика проекта становится одним из его участников. Причем, как стало известно, цены на торговой площадке будет устанавливать не Москва, а Анкара.
Однако землетрясение, как ни покажется странным, открывает для России новые возможности участия в проекте.
Сама идея турецкого хаба не очень греет Запад, потому что центр торговли газом с виртуального хаба в Роттердаме имеет все перспективы переместиться в Анкару.
Понятно, что Турция из страны транзита становится центром продажи газа. И кучеру из Нидерландов вряд ли понравится, когда вожжи из его рук выхватывают прямо на скаку. Здесь невольно приходит на память диверсия на «Северных потоках» – ситуация с газом для хаба в Германии и хаба в Турции имеет много общего.
Список недоброжелателей проекта не оглашен, но союзники уже известны. Уже смогли договориться о поставках для хаба уже Азербайджан, Иран, Оман. Будет налажен импорт СПГ из Катара, Нигерии и Алжира. И Россия, само собой.
Было заявлено, что на саммите хотят обсудить детали работы хаба, условия и правила. В частности, Анкара планирует предложить свою цифровую площадку для заключения сделок, чтобы самой влиять на ценовую политику.
Свой газ собирается продавать Турция, но там еще много проблем. Добыча с месторождений на шельфе ещё не налажена, и после землетрясения газовые проекты могут быть и вовсе заморожены.
С учетом неординарной ситуации Россия получает возможность предложить Турции совместную добычу. Смешивая российский газ с турецким, а также реализуя возможности других поставщиков, можно продавать газ в Евросоюз. В вопросе происхождения сырья турки не столь щепетильны, как европейцы, – главное, чтобы платили.
Есть еще один немаловажный, а, возможно, и краеугольный вопрос. Турция географически расположена на стыке четырёх тектонических плит, и всегда будет в зоне повышенной сейсмической активности. Учёные прогнозируют ещё более мощное землетрясение на турецкой территории, которое может затронуть Стамбул, но прогнозы по землетрясениям – дело неблагодарное.
Тем не менее, любой стратегический проект с Турцией должен учитывать фактор высокой сейсмической активности на её территории, и это наверняка станет предметом обсуждения участников проекта газового хаба в Турции.
Наглядный пример – повреждение терминала на средиземноморском побережье в результате разрушительных землетрясений – это место хранения и погрузки нефти из трубопровода БТД, по которому идет нефть из Азербайджана, а также трубопровода Киркук из Ирака.
Порт Джейхан, где расположен терминал, если и может возобновить отгрузку нефти, то только сейчас, и с использованием «ручных» процедур.