Распространенные представления о спецслужбах позднего СССР

Распространенные представления о спецслужбах позднего СССР

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Так, ряд знающих людей называли одной из причин афганской войны соперничество представителей ГРУ и КГБ за исключительно значимый с точки зрения советской «теневой экономики» канал поставок контрабанды из Пакистана в Афганистан и далее в Среднюю Азию

В 70-е речь шла не о наркотиках, а о бытовой электронике:

она давала сопоставимую доходность.
Канал был создан для поставок компьютерной техники в обход санкций Запада (физики вспоминали о стремительном, за месяц после составления заявки, получении большого числа необходимых им высокопроизводительных компьютеров «через Пакистан»), но быстро стал использоваться и для извлечения частной прибыли.

За приходом к власти в сентябре 1979 года премьера и Министра обороны Амина (группа «Хальк») стояли профессионально близкие (и, как положено, контролировавшие его) представители ГРУ, за Кармалем («Парчам») – представители КГБ, которые обеспечили свержение Амина.

Разумеется, в борьбе за контрабандный транзит участвовали не спецслужбы как целое, а лишь неформальные кланы в их составе. Поэтому ГРУ, представители которого обеспечивали охрану Амина (и, вероятно, вошедшее в историю «неожиданно ожесточенное сопротивление его охраны»), одновременно играло, как ему и полагалось, главную роль в вводе советских войск в Афганистан.

Конечно, даже при верности этой гипотезы борьба представителей ГРУ и КГБ за канал контрабанды явно была не главной причиной войны. Президент США Картер подписал директиву о финансировании антиправительственных сил в Афганистане еще 3 июля 1979 года [22], понимая, что она делает неизбежным советское вмешательство, а его тогдашний советник по нацбезопасности Бжезинский 19 лет спустя констатировал Le Nouvel Observateur:

«Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность того, что они это сделают»

Однако руководители Советского Союза, принимавшие решение о вводе войск в Афганистан (Брежнев, Андропов, Громыко и Устинов), в том числе руководители КГБ и Минобороны, явно не имели представления о мотивах собственных спецслужб в развитии афганского конфликта.

А затем на «афганском транзите» выросла советская наркомафия, после краха СССР получившая огромное политическое влияние.

Другой пример пагубной самостоятельности спецслужб – сам распад Советского Союза. Похоже, важным элементом задуманной Андроповым операции «Звезда» по рыночному преобразованию страны [169] (М.Любимов, – вероятно, в целях конспирации – описал ее в художественной форме под названием «Голгофа» [201, 202]) был переход власти от прогнившего к тому времени и дискредитировавшего себя ЦК КПСС к относительно не коррумпированному (что признавал даже Сахаров] и адекватно понимающему ситуацию в стране и мире КГБ.

Насколько можно судить сейчас, организация глубокого комплексного кризиса советского общества при помощи поощрения национального сепаратизма должен был дискредитировать партию беспомощностью ЦК КПСС и привести к переходу власти к спасающему страну КГБ.

По воспоминаниям, почти все лидеры национал-демократических движений, поднявшихся в СССР в конце 80-х, были сексотами КГБ, действовали по приказам его руководства и опирались на его мощь. Некоторые сексоты (включая как минимум одного руководителя «независимого государства», затем принятого в ЕС и тем более НАТО) понимали смысл происходящего и буквально валялись в ногах кураторов, умоляя не подводить их под расстрельную статью, – но тщетно.

Однако после смерти Андропова смысл этих действий был утрачен, и в условиях активности окрепшей национальной бюрократии[1], развития рыночных отношений (включая легализацию теневой экономики и обретение оргпреступностью политического значения), краха потребительского рынка (по оценкам, в ноябре 1987 года) и активного вмешательства западных спецслужб в политическую жизнь инспирированные КГБ национал-демократические движения стали ключевым фактором распада СССР, а подготовленные им «молодые реформаторы» – кадровой основой либерального клана, неутолимо уничтожающего Россию до сих пор.

Другими элементами операции «Звезда» представляются:

  • подготовка «команды молодых реформаторов» в Международном институте прикладного системного анализа в Лаксенбурге под Веной (после смерти Андропова перешедшая под контроль США);
  • превращение советских министерств в глобальные корпорации, эффективно действующие на мировых рынках и манипулирующие ими (частично – кроме манипулирования рынками – реализовано в отношении «Газпрома»;
  • создание таких корпораций в рамках ВПК сорвано «делом кооператива АНТ» в январе 1990 года);

административное переустройство Советского Союза с переходом от национальных республик и иных образований к 40-50 «штатам» со схожим экономическим потенциалом (было разработано академиком Арбатовым, по его воспоминания, по указанию Андропова, но по политическим причинам никогда не обсуждалось в практическом плане).

Возможно, предусматривались и иные направления действий.

Этот пример иллюстрирует общее правило невозможности реализации стратегии спецоперациями:

стратегические действия по своей природе долгосрочны и обычно переживают своих организаторов, что в условиях неизбежной для спецопераций секретности ведет к утрате понимания их смысла, перехвату управления ими и глубокому искажению как их смысла, так и преследуемой ими цели.
Для успешной реализации стратегии необходимо формирование, по Фурсову, «субъекта стратегического действия» (см. параграф 5.5.1). Отличия спецоперации от его деятельности (даже при полной секретности):

  • спецоперация предусматривает крайнюю узость (а значит, уязвимость) круга сознающих ее смысл организаторов при ее непонимании исполнителями (которые поэтому могут следовать своим интересам, начиная с простой человеческой лени), а члены субъекта стратегических действий сверху донизу объединены сознанием общих интересов: «каждый солдат понимает свой маневр», пусть даже и блюдет его тайну;
  • спецоперацию осуществляет спецслужба – бюрократическая структура, власть членов которой может быть аннулирована решением вышестоящих;
  • субъект же стратегического действия сам обладает ресурсами власти и включает в себя элементы бюрократических структур, подчиняя их себе, но не подчиняясь им сам;
  • поэтому спецоперация по своей природе краткосрочна, разова и локальна (при тиражировании и перерождении в стратегию она обретает свою логику и инерцию и может выйти из-под контроля – см. пример 20), в то время как деятельность субъекта стратегического действия долгосрочна, постоянна и комплексна;
  • поэтому он может проигрывать спецслужбам отдельные столкновения, но обычно выигрывает длительные систематические противостояния.

Михаил Делягин

 

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ