На территории Прибайкалья завершается проект «Лесной Дозор» и его составная часть – “Шанс для Маритуя”
Проект был начат в 2016 году. Завершающая стадия проекта – создание Территориальных Общественных Самоуправлений (ТОС) и Общественных дружин. Главная цель – предотвращение лесных пожаров.
Реализуя проект в трех Прибайкальских районах (Качугский, Ольхонский и Слюдянский), мы отметили особые условия Маритуйского муниципального образования (часть Слюдянского района) – район Кругобайкальской железной дороги (КБЖД).
С одной стороны Маритуйское МО расположено на территории Прибайкальского национального парка – это 65 км живописнейшего южного побережья Байкала. КБЖД внесена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и является мировой туристической Меккой. Суточный туристический трафик в сезон – несколько тысяч человек.
С другой стороны жители 6-ти поселков, образующих Маритуйское МО (а это всего 106 человек) лишены одного из базовых конституционных прав – права на жилище (Конституция Российской Федерации, статья 40: «Каждый имет право на жилище). Никто из жителей Маритуйского МО не может зарегистрировать права собственности на свое жилье в установленном законом порядке, вне зависимости от того, как долго там они проживают.
Жители Маритуйского МО лишены самых элементарных условий для жизни. Там нет магазинов и за обычными товарами нужно ехать в Слюдянку или Порт Байкал на поезде. Поезд курсирует 4 раза в неделю.
В зимний период местные жители отапливают свои дома дровами, и разрешение на заготовку дров выдает Москва. Местные жители не имеют никаких правоустанавливающих документов на землю, где находятся их жилище. То есть они лишены элементарных конституционных прав.
На побережье нет интернета! И мобильная связь неустойчива.
И, наконец, жители лишены права на ловлю рыбы в озере Байкал. То есть они не могут заниматься своим традиционным промыслом.
И это лишь часть проблем. В силу малочисленности Маритуйского МО к мнению жителей никто не прислушивается. Они не нужны ни Слюдянскому району, ни Иркутской области.
Кто-то должен заявить о проблемах, которые имеют местные жители. Но главное – найти способы решения этих проблем
***
Каков ожидаемый результат проекта?
Прежде всего необходимо понять, какие проблемы местных жителей они считают для себя самыми важными на самом деле! Для этого мы провели серию социологических опросов, глубинных интервью. Какие ожидания жителей от будущего? До сих пор никто не спрашивал местных жителей – как бы они хотели жить.
Нам также нужно было понять, каким этот район должен стать, чтобы быть привлекательным для въездного, внутреннего туризма. Какие новые виды туризма возможны?
Также необходимо было оценить рекреационные возможности района, другие возможности для создания рабочих мест и увеличения местного бюджета. (Годовой бюджет Маритуя в настоящее время – примерно $20 000).
Еще одна инновативность нашего проекта – мы хотим дать возможность желающим жителям Иркутской области жить и работать на этом побережье в режиме удаленного трудоустройства. Для этого необходим надежный современный интернет и логистика.
Таким образом, вот бенефициары нашего проекта:
- Местные жители (106 человек в возрасте 18+). Они должны получить новое качество жизни, ощущение нужности;
- Мы бы хотели увеличить бюджет МО хотя бы в 10 раз;
- Внутренний туризм. Это особенно важно в связи переформатированием туристического потока в России из-за пандемии. Нам бы хотелось увеличить внутренний туризм хотя бы в 5 раз и сделать его качественно иным;
- Жители области, желающие продолжительное время работать в режиме удаленки на данной территории. После выполнения необходимых работ от 200 до 400 жителей области вполне могут жить и работать здесь продолжильное время на данной территории.
- Внутренний туризм здесь устроен следующим образом:
- незначительное количество качественных туристических объектов (гостиниц) с высокой стоимостью проживания (от $35 в сутки);
- незначительное количество неблагоустроенных мест проживания, предоставляющих местными жителями;
- основной поток въездного туризма – те, кто приезжают со своими палатками.
И никто не платит налогов в местный бюджет!
Очевидно, что эту структуру туризма надо менять и делать ее более цивилизованной.
Мы полагаем возможным создать для нескольких тысяч человек качественно иные возможности отдыха.
Если бы на побережье был современный интернет, недорогое современное проживание и удобная логистика – несколько сот человек – жителей области с удовольствием жили бы здесь и работали в удаленном режиме. При этом важно создать для этой группы населения мотивацию платить налоги в местный бюджет.
Михаил Кулехов, эксперт Фонда “Кампус_38”