Тяжёлый год. Новогоднее

Тяжёлый год. Новогоднее

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Россия же, и это гораздо важнее низких темпов экономического роста или итогов выборов, всё более погружается в технологическую архаику

Завершился очередной тяжелый год. Согласно Росстату, уже шестой год страна живет в ситуации фактической рецессии. Показатели динамики ВВП, реальных доходов населения, инвестиций, эффективности производства колеблются вверх-вниз около нуля, показывая, что экономика все-таки ещё жива. Впрочем, мировой гуру статистики, наш соотечественник Г.И.Ханин по результатам глубокого анализа фактических данных пришел к выводу, что стагнация началась отнюдь не в 2014 г., а еще в 2011 г.

Общеизвестным и уже неоспоримым даже со стороны пропагандистов стал факт стремительно растущего неравенства и баснословного разрыва между доходами и особенно размерами накопленного имущества  у подавляющей части населения и российских миллиардеров. Их доходы в течении десятилетия росли, несмотря на кризисы и санкции, а за все расплачивалось население.

Многие аналитики в середине десятых полагали, что неблагоприятная экономическая ситуация приведет к заметному росту политической напряженности. Однако, действительность оказалась значительно хуже. Любая политическая борьба свидетельствует о неравнодушии, а значит, здоровье общества. У нас же налицо гораздо более серьезный процесс с далеко идущими последствиями. Если на различного рода демонстрации выходят тысячи, в лучшем случае десятки тысяч человек, то миллионы, а точнее десятки миллионов не хотят иметь вообще никаких дел с властью. Быстрыми темпами происходит размежевание государства и населения, народа и власти.

Например, Россия держит мировые рекорды среди развитых стран по неучастию в голосовании на различных уровнях – от президентского до муниципального. Еще более показательны рейтинги доверия провластного ВЦИОМ.  В настоящее время Президенту страны В.В.Путину доверяет лишь 30,6% населения. Это самый низкий показатель за долгие годы. Не доверяет 7,8% населения. Таким образом, для подавляющего большинства российских граждан совершенно безразлично, кто возглавляет государство, находится во главе правительства, является мэром города. Фактически эти рейтинги показывают, что практически две трети россиян уже отделились от государства, ушли в своего рода внутреннюю эмиграцию. Они стремятся минимизировать любые контакты с государством, не протестуют активно ни против повышения пенсионного возраста, ни против оптимизации медицины и  т.п.. Для них все, что связано с государством, это – чуждая, не имеющая к ним отношения жизнь.

Между тем, московские интеллектуалы и политики продолжают заниматься набившими оскомину и совершенно неинтересными народу дискуссиями о Николае II и И.В. Сталине, о либерастии и сталинизме, о патриотизме и метафизической вражде с Западом. Как показывают опросы, народ понемногу начинает выключать телевизоры. Уже самые маленькие отдаленные населенные пункты устали от ненависти и фейков, переполнивших телеэкраны. Молодёжь повально ушла в интернет.

Все бы ничего, но с точки зрения долговременного развития, как показывает мировой опыт, политическая апатия – это скорее большой минус, чем серьезный плюс. В эпоху перемен необходим не просто консенсус между государством и населением, а их совместное участие в каком-то большом общем деле. Только на основании подобного консенсуса можно осуществлять крупномасштабные программы и модернизации.

Отнюдь не идеализируя Китай, вынуждена признать, что наличие в Поднебесной консенсуса позволяет стране в научно-технологической гонке с гораздо более серьезным конкурентом, коим являются Соединенные Штаты, пока одерживать успех за успехом.

Россия же, и это гораздо важнее низких темпов экономического роста или итогов выборов, всё более погружается в технологическую архаику. Недавно Международная Ассоциация робототехники опубликовала рейтинг стран в области научно-технических разработок и практического применения робототехники. Россия в этом рейтинге – в начале третьего десятка. Стэнфордский университет и MIT опубликовали индекс развития в странах искусственного интеллекта за 2019 г. Россия из 27 сравниваемых стран оказалась на последнем месте. Другой рейтинг выпустила известная исследовательская компания Tortoise Media. Здесь из 54 сравниваемых стран по уровню научно-технических разработок и практического использования искусственного интеллекта Россия оказалась на 33 месте, сумев опередить Нигерию, Египет и Пакистан, но отстав от Бельгии и ОАЭ. Ежегодно журнал Economist выпускает совместно с ведущими британскими, американскими и китайскими университетами индекс готовности к текущей волне инноваций. В этом индексе Россия смогла занять 16 место, отстав на порядки от лидирующей десятки.

Скептики и патриоты на зарплате возразят: рейтинги могут быть какие угодно, «зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей…» Однако, беда в том, что в рамках нынешней технологической революции любая разработка тут же получает гражданское, военное, а зачастую и криминальное применение. Сегодня историями про «секретный завод» и «закрома Родины» уже никого не проведешь. Если в стране из года в год падает уровень образования, ведущие исследователи, разработчики и программисты десятками тысяч уезжают за рубеж, то никакого рывка ни в области искусственного интеллекта, ни робототехники, ни биотехнологий не совершить.

Статистические показатели свидетельствуют: мир становится всё более турбулентным, быстрым и конфликтным. Ресурсы в этом мире ценятся всё дороже. Даже в краткосрочной перспективе весьма опасна ситуация, когда технологически отсталая страна является собственником гигантских возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, например, лесов, пресной воды, земельных угодий и т.п. В наступающем десятилетии именно эта проблема станет главной. В последние 75 лет даже в самые тяжелые годы Россию спасал паритет страха,  базирующийся на ядерном оружии. Однако сегодня, и в этом едины серьезные аналитики самых различных стран, этот паритет разрушается. Появляются новые виды вооружений, в том числе кибернетические, по своему разрушительному масштабу сопоставимые с атомным. Поэтому ядерно-космический щит, созданный еще при Советском Союзе, требует подкрепления принципиально новыми технологическими решениями. Ну и, конечно, с Новым Годом! То ли ещё будет.

Елена ЛАРИНА

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ