Крах политической системы
Ожидания россиян двигались от максимального пика — в марте, выборы президента России, — к резкому снижению их к концу года.
К 18 марта у граждан, голосовавших за Путина, накопились огромные ожидания. Казалось, сейчас он их услышит и «крымская сказка» продолжится в виде экономических реформ, большей социальной справедливости, … Рациональные были ожидания, или иррациональные — уже неважно. Важно то, что в течении полугода в результате конкретных шагов старо-нового правительства Медведева произошло отрезвление подавляющего большинства избирателей Путина, а сам он перешел в категорию «царь не настоящий». Сказка умерла. Результаты сентябрьских выборов зафиксировали колоссальные проблемы у «Единой России». Так, если ранее избиратель при выборе кандидата ориентировался на мнение президента, то в Приморье, Хакассии, Владимирской области граждане в знак протеста голосовали за любых «клоунов», но только не за выдвиженцев партии власти. А недавний съезд партии был полностью посвящен поиску способов оживления.
Интересные метаморфозы также произошли с избирателями Грудинина — КПРФ. Если в начале года Грудинин казался многим неожиданным сюрпризом, и за него готовы были проголосовать в три раза больше фактического количества его избирателей, то в процессе проведения беззубой кампании оппозиционно-настроенные граждане поняли — «не боец». Коммунистов всегда считали «терпилоидами», но, как оказалось, эта болезнь переходит и на выдвигаемых ими кандидатов.
Крах т.н. «либеральных» кандидатов оказался не только ожидаемым, но и еще более сокрушительным, поскольку в этом сегменте ярких личностей вообще не осталось.
И все вместе взятое говорит — после 28 лет замечательных реформ и демократических преобразований в новой России, она (Россия) осталась без партий, способных отражать интересы большинства. А граждане — без представительства.
Понимает ли это Путин? (Ну не мнением же Медведева мы должно интересоваться!). Некоторое шевеление с созданием партии «Сила России» (первичный учредительный съезд которой состоялся 21 октября) с зашифрованным участием Натальи Поклонской и Сергея Железняка, скандально отказавшихся голосовать за пенсионную реформу, может о чем то говорить. А может ничего и не говорить. Способна ли оторвавшаяся от реалий элита почувствовать потерю «партийной почвы» — это вопрос, ответ на который мы сможем узнать уже в первой половине следующего года.
Шизофрения экономических действий российских властей
Наблюдая за логикой принятия экономических решений разными высокопоставленными деятелями, сторонний наблюдатель может сойти с ума:
— пока я буду президентом, срок выхода на пенсию увеличен не будет, — Путин;
— нам нужно повысить возраст выхода на пенсию и мужчин и женщин, иначе пенсионную систему ожидает крах, — Медведев и Кудрин;
— граждане должны понять, что повышение возраста выхода на пенсию — мера вынужденная. Единственное, что необходимо сделать — смягчить переход, сделав его менее болезненным, — Путин;
— мы можем прийти к тому, что государственной пенсии вообще не будет, — Володин.
Все это многократно произносилось на протяжении летних месяцев на фоне многотриллионного профицита бюджета, что делало дискуссию каким-то сюрром.
Наконец, после принятия пенсионной реформы:
«по уточненным оценкам после принятия поправок от повышения пенсионного возраста не будет никакого дохода для бюджета» — Путин, и затем Кудрин высказал примерно то же самое. Выходит, весь смысл реформы — разозлить народ, доведя его до бешенства?
Не менее абсурдно развивалась история с «налоговым маневром» — повышением розничных цен на ГСМ, а также повышением НДС на 2 процентных пункта. Как выяснилось в процессе встречи премьера с ведущими редакторами, отобранные таким способом средства у населения пойдут на выполнения т.н. очередных «майских указов» президента, направленных на повышение уровня жизни того самого населения. Как говорится — «вашим же салом и вам по мусалам...»
Любому пешеходу ясно, что увеличение пенсии, как и доходов населения, возможно только при росте экономики, хотя бы 5-7% в год. Путин пытается решить нерешаемую задачу — как увеличить уровень жизни в стране, ничего в экономике не меняя. В том числе, оставляя зависимость России от мировой Бреттон-Вудской (Ямайской) валютной системы.
— Нам нужен прорыв. Нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Для этого нужно концентрировать усилия на важнейших направлениях… Деньги федеральные по большей части, а проекты в основном в регионах. И регионы должны работать над достижением конкретного результата, который люди почувствуют. Если чувствуют, что не в состоянии исполнить, пусть освободят свои места для тех, кто может работать, — говорил президент загадками во время ежегодной пресс-конференции.
Очевидно, что члены правительства — представители либерального клана и не планируют менять что-либо во взаимоотношениях со своими «МВФ-овскими» старшими партнерами. Более того, все говорит за то, конфликт Путина с либералами тщательно вызревает и в первой половине 2019 года этот нарыв должен лопнуть.
Продолжение — Итоги в Иркутской области — следует.