Мы живем в мобилизационное время. И, как в любые подобные исторические моменты, культуры это касается непосредственно. На наших глазах происходит переоценка базовых ценностей. Соответственно и в творческой среде начинаются споры по поводу того, как культура должна себя вести в отношении происходящих событий, и как должна вести себя власть по отношению к деятелям культуры. Эти и другие вопросы обсудили 27 октября участники круглого стола «КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ» в рамках традиционных «Справедливых четвергов» в Информационном агентстве «Аврора»
В дискуссии приняли участие политики, артисты, художники, писатели, общественники и эксперты. Были высказаны различные точки зрения на ситуацию в культуре. Главные вопросы, поднятые в рамках круглого стола — отношение к уехавшим из страны деятелям культуры со стороны общества и государства, а также проблемы и перспективы введения цензуры.
Отвечая на первый вопрос, певец и композитор Юрий Лоза призвал забыть и не пиарить деятелей культуры, уехавших после начала Специальной военной операции, равно как и тех, кто критикует Россию из-за рубежа:
«Зачем озвучивать какие-то мнения людей, которые сидят в Америке, Израиле, Австралии или куда они там уехали и что-то крякают?! Просто забыть о них. Для артиста самое страшное – это забвение. И пускай они там что-то крякают. На здоровье! Они там никаким образом не будут влиять на медийный фон и формировать общественное мнение. Ну уехал, молодец, до свидания. Забыли, помахали руками… Давайте пиарить тех людей, которые реально работают на страну, которые реально помогают стране осуществлять большие задачи»
В свою очередь, известный дрессировщик Эдгард Запашный призвал лишать звания «народного артиста» тех деятелей культуры, которые выступили против СВО и предпочли покинуть страну. По мнению Запашного, в настоящее время без жесткой цензуры, особенно в культуре, уже не обойтись:
«Для меня очевидно, что секрет звания народного артиста заложен в самом его названии – человек от народа, человек, который уважаем и любим народом в этой стране. Сегодня 80% наших людей открыто доверяют Президенту и поддерживают суть Специальной военной операции, а тут человек с этим званием вдруг говорит в корне наоборот. Значит он не с народом и не имеет права представлять интересы народа. Надо забирать это звание, с таким же успехом, как мы его давали. А кто будет забирать? Кто давал? Комиссия давала, которая рассматривала его ходатайство и его заслуги. Можно это возложить на тех же людей – на специальную государственную комиссию, которая сейчас существует, а можно сделать специальный орган. Да, кто-то будет говорить – мы против цензуры. Но сейчас страна нуждается в серьезной цензуре во всем, и в культуре прежде всего. Времена такие наступили, хватит играть в демократию, хватит играть в либерализм и европейские ценности»
А первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по контролю Дмитрий Гусев предложил лишать государственного финансирования деятелей культуры, критикующих внешнюю политику страны в условиях проведения СВО:
«Если ты получаешь государственные деньги в виде зарплаты или грантов, и ты критикуешь государство, значит, должен перестать эти деньги получать. Это логично!»
С другой стороны, политолог Георгий Федоров выступил резко против введения цензуры, подчеркнув, что в нынешних условиях подобные жесткие меры могут привести к непредсказуемым последствиям:
«Если мы сейчас введем такую цензуру, начнем отбирать паспорта и звания, то очень быстро ответственные за это люди будут делать все, что захотят с любым человеком, который так или иначе не удобен власти. Общество само может выражать свое отношение к тому или иному артисту. Я против того, чтобы люди из нынешней коррумпированной системы, погрязшие в пороках и, кстати, вскормившие тех самых артистов, которые бросили страну в самое сложное время, судили сейчас культурные произведения и деятелей искусства. Мы потом с этим разберемся, когда победим. Когда произойдет очищение нашего общества. В первую очередь, сверху. Вот тогда мы и поговорим о цензуре. Хотя, возможно, в этом случае она и не будет нужна»
Депутат фракции «Справедливая Россия – За правду» Дмитрий Кузнецов подчеркнул, что в российской культуре уже существует цензура, только в отличие от публичной советской цензуры, которая отвечала интересам большинства, в современной российской культуре все решает узкая группа лиц, которые делят между собой бюджетные средства. По мнению депутата, это и есть цензура, которая пришла на смену советской:
«Была советская цензура. Она была публичной. Там была куча элементов влияния. Но в реальности там у человека было больше прав… И вот получили свободу. Но что такое эта свобода? В кино это «семипродюсерщина». Это семь человек, которые решают, как делить деньги. Сами решают, сами разделяют, сами получат. Это абсолютная диктатура, и она закрытая»
Художник Алексей Беляев-Гинтовт заявил, что современное искусство имеет фактическую штаб-квартиру в Нью-Йорке, а российское Министерство культуры сегодня не способно объединить сто тысяч российских художников для добровольного участия в процессах поддержки СВО.
Актер, режиссер и художник Донатас Грудович сказал, что считает себя патриотом России, несмотря на нерусские имя и фамилию, но при этом удивлен, что ему с литовской фамилией и происхождением приходится учить своих русских коллег из современного искусства любить родину. Донатас пояснил, что занимаются патриотическим современным искусством сегодня, фактически, одни энтузиасты. И предлагать свое видение будущего России им некуда.
Известная советская и российская актриса Елена Скороходова напомнила, что после развала Советского Союза на нас с Запада полились потоки грязи, чернухи и пропаганды секса. Актриса считает, что сегодня стране все же необходима нравственная цензура:
«Искусство кино и театра – это мощное орудие воздействия. Под этим воздействием люди меняются в лучшую или худшую сторону. Но что такое хорошо, а что такое плохо, определяет идеология. В советское время цензура была заточена на советскую идеологию, целью которой был коммунистический рай. В 90-е к нам пришла идеология западная, согласно которой жизнь дается человеку ради максимального физиологического наслаждения… Считаю, что нравственная цензура искусству необходима. Как человеку необходима совесть. У нас в Конституции прописана свобода совести, но это же не означает свободу от совести. Пусть наши исконно русские понятия добра и зла будут прописаны и закреплены в законах»