Это позитив или «как всегда»?
Продолжаем начатую тему о формировании новой подотрасли в теплоснабжении жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – автоматизированные твердотопливные пеллетные котельные – и отвечаем на скептические вопросы: Зачем вообще переводить имеющиеся угольные и мазутные котельные на пеллетное топливо (то есть на древесные спрессованные гранулы)?
Парадоксально, что реклама и общественное обсуждение теплогенерации и теплоэлектростанций (ТЭС) на биомассе в России и даже на Западе (столь зацикленном на декарбонизированной повестке) практически отсутствуют, хотя многочисленные действующие в Европе, Корее и Японии тепло- электростанции на пеллетах в несколько раз превышают эффективность солнечных электростанций (СЭС) или ветряных электростанций (ВЭС), да еще пеллетные технологии значительно проще и дешевле, не говоря уже про стабильность генерации.
Вместе с тем, подобное обсуждение, как и инициация любой новой полезной технологии, должно идти сверху.
Нашлось ли место автоматизированным пеллетным котельным в обновлённой Правительством РФ в 2021 году «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года»?
Помимо декриминализации отрасли как таковой, Стратегия предусматривает ответственное лесопользование, в том числе полную расчистку лесосеки после вырубок. Это значит, что после прохода техники лесозаготовителей не должно остаться ни пня, ни ветки, то есть все отходы деловой древесины надо вывозить из леса и либо утилизировать (что не дёшево), либо перерабатывать. Минлесхоз обещает очень внимательно следить за исполнением этого условия.
Крайне любопытно, представляет ли аппарат, готовивший Стратегию, показатели и цифры по лесной отрасли, например, на сколько увеличится реальный объём отходов, если лесозаготовителей и впрямь заставят за собой убирать, а также какие объемы отходов прибавятся на звене деревообработки, поскольку глубина переработки древесины теперь увеличивается из-за долгожданного запрета экспорта кругляка.
Смог ли аппарат, готовивший Стратегию, действительно решить задачу хранения/ утилизации/ переработки отходов деревообработки? Или, как всегда, взял цифры и прогнозы «с потолка»?
На июль 2022 года, в котором было введено эмбарго на российское пеллетное топливо, объём производства в деревообработке не сократился, а равно и отходов не стало меньше. Государству для запуска программы по переводу котельных на пеллеты потребуется, как минимум, два года (поскольку надо подготовить нормативно-правовую базу, проектировщиков, внести изменения в схемы теплоснабжения, муниципалитетам отыграть конкурсы на проектирование, пройти госэкспертизу, отобрать подрядчиков на строительство и, наконец, построить эти котельные). Для производства планируемых 2,5 млн. тонн пеллет ежегодно, требуется около 15 млн. куб. м щепы. Для наглядности – это 6 египетских пирамид Хеопса, которые имеют большую тягу к самовозгоранию. То есть за 2 года скопится 12 Великих египетских пирамид из отходов деревообработки, которые в любой момент могут полыхнуть, обеспечив масштабную экологическую катастрофу – потому что лишь в одной тонне пеллет в среднем содержится 4,2 Гкал тепловой энергии или около 5 МВт мощности.
Заметьте, мы обратили внимание только на выпадающие объёмы щепы для производства гранул (пеллет). А это лишь четверть от официально образующихся отходов деревообработки в принципе по стране и в них не учтены санитарные чистки лесов, городских парковых зон и дворов.
Аппарат, готовивший Стратегию, с высоты своего уровня власти предусмотрел-таки переработку части этих колоссальных объемов отходов в пеллеты, чему посвящён аж целый раздел Стратегии.
Квинтэссенция этого эпохального документа в том, что практически всё, произведённое в России пеллетное топливо, должно быть экспортировано, ибо его применение у нас якобы нецелесообразно:
«На российским рынке в настоящее время отсутствуют экономические и регуляторные предпосылки для использования пеллет в заметных объемах»
и далее программно:
«Производство пеллет в России к 2030 году может увеличиться с 1,9 до 2,8-5,2 млн тонн в зависимости от рыночной конъюнктуры будет ориентировано на экспорт, что позволит достичь доли на мировом рынке пеллет 5-8%»
Мы видим, что аппарат, готовивший Стратегию, ориентированную исключительно на экспорт, не ожидал столь кардинального изменения в «конъюнктуре рынка» и рассчитывал на неизменное положение дел до бесконечности, хотя и мог рекомендовать интенсивно развивать внутренний спрос на пеллетное топливо, что было бы вполне логично для теплоэнергетики страны в целом, включая пресловутую экологическую повестку. Напомним, что Россия всё ещё является подписантом Парижского Соглашения по климату, участие в котором подтверждено нашей страной 22 апреля 2016 года.
Теперь же недальновидность аппарата, готовившего Стратегию, и полное отсутствие желания делать что-либо для комплексного развития собственной страны оборачивается «жареным петухом», что и отражено в Протоколе Совещания от 8 июня 2022 года, прошедшего под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко с участием Минстроя, Минэнерго и Минпрома, формулирующего чёткую директиву выдать к концу августа 2022 года не просто план перевода угольных и мазутных котельных на принципиально новое для них пеллетное топливо, а уже предоставить конкретные адреса объектов теплогенерации, подлежащих целесообразному перевооружению.
Формулировка аппарата, готовившего эпохальную Стратегию 2021 года.:
«Принимая во внимание относительно низкую стоимость газа и дров в России, экономических оснований для роста потребления пеллет на внутреннем рынке не ожидается, если не будет стимулирования со стороны государства (по примеру стран Европы и Японии)»
Это лишь лишнее подтверждение ангажированности и лоббизма со стороны традиционных для России производителей энергоресурсов.
Как мы видим, Стратегия утверждает, что в России только два варианта теплогенерации: высокотехнологичное «дешевое» газовое отопление (дешевизна которого с учетом стоимости подключения, сопутствующего надзора и сервиса является прямой дезинформацией) и примитивные дровяные печки-буржуйки для массы удаленных территорий без газовой трубы.
Аппарат, готовивший Стратегию, вследствие умысла или недобросовестности лихо выбросил из рассмотрения десятки тысяч экологически грязных, с колоссальным процентом износа угольных, дизельных и мазутных котельных системы ЖКХ, а также всевозможные подведомственные котельные (Минобороны, МЧС, Минобразования, Здравоохранения, РЖД и пр.), сотни тысяч домохозяйств и частных предприятий. И это несмотря на то, что цена 1 кВт/час тепловой энергии, полученной в пеллетных котельных, уже тогда была в 2-3 раза ниже, чем стоимость отопления дизельными, мазутными и большинства угольных котельных и в 4-5 раз дешевле обогрева с помощью электричества.
Стратегия включила в себя планы развития отрасли. План производства и экспорта пеллетного топлива в 2022 году должен был вырасти до 2 343 тыс. тонн благодаря мерам поддержки производителей. Минпромторг, действительно, адресно поддержал деревообработчиков и оперативно запустил программу с очень дешевыми кредитами для закупки грануляторов (необходимых для производства пеллет) – в результате чего уже в том же 2021 году объём производства и экспорта превысил запланированные показатели на 2022 год и составил более 2,5 млн. тонн пеллет.
Надо подчеркнуть, что отклик на дешевые кредиты в виде пикообразного роста производственных показателей – это не есть чудо, это логично и экономически обосновано, что и доказал внушительный рост производства гранул и полное неумение авторов Стратегии считать и понимать бизнес-процессы.
К сожалению, несмотря на очевидные положительные для производства следствия из дешевых кредитов, в государстве кредиты для производителей дороги и стоимость денег высока – следовательно, авторы этого феномена есть недоучки либо гарантированные фигуранты серьезных расследований.
Путями разрешения проблем при формировании новой подотрасли ЖКХ – твердотопливных автоматизированных пеллетных котельных – должны стать программы поддержки Минпромторга, но уже не только производителей пеллетного топлива, но и потребителей – коммерческих и подведомственных предприятий, малых и средних бизнесов, домохозяйств в районах, где газпром недоступен. Они, как никто, сейчас нуждаются в эффективном и экономичном отоплении потому, что затраты на угольную или дизельную теплогенерацию с каждым годом становятся всё существеннее, газовое же отопление для многих недостижимо. Если учесть, что производители пеллет сейчас будут вынуждены значительно понизить стоимость топлива из-за необходимости освобождать переполненные склады, то у потребителей, оперативно перевооруживших свои котельные, есть все шансы получить вполне привлекательную цену 0,90-1,10 руб. за 1 кВт/час тепловой энергии. А это ощутимо дешевле дизельной и даже угольной генерации в большинстве регионов страны, срок же окупаемости не превысит трёх лет.
Конечно, оговоримся, для достижения такого результата необходим не только пеллетный котёл, но и правильно организованная инфраструктура котельной.
Но главная проблема при формировании новой пеллетной подотрасли ЖКХ разрешается значительно сложнее, ибо проблема в системе управления страной и работе государственного аппарата: мы продемонстрировали лишь частный случай в отношении пеллет, полного игнорирования проблем, отсутствие компетенций и согласованности в ведомствах и аппарате Правительства РФ.
Без системных изменений в государстве практически во всех ответственных направлениях (работа государственного аппарата, производство, проектирование, строительство, эксплуатация) любая планируемая Правительством программа начнёт демонстрировать крайне негативные показатели эффективности, если не «отрицательный рост» – то есть получим очередной выброшенный на ветер государственный бюджет!
Феликс БОРИСОВ