Девалютизация
До СВО средства корпоративных клиентов в валюте составляли 175 млрд долл, размещенные на депозитах через российские банки, а средства физлиц 90.6 млрд долл – в совокупности 265 млрд, что не так много, сравнивая с годовым профицитом счета текущих операций, который может составить свыше 240 млрд долл за этот год.
Банки либо обнуляют ставки по валютным вкладам, либо вводят комиссии за обслуживание счета. Открытие новых валютных вкладов прекращено у большинства банков, как и пролонгация текущих. По мере истечения сроков депозитов будет естественная миграция в рублевые депозиты, которая усиливается и ускоряется неприемлемыми условиями обслуживания валютных счетов.
Внешние операции с валютой практически полностью заблокированы – резиденты отрезаны от внешнего рынка капитала и не имеют возможности размещать валютную ликвидность через российскую финансовую инфраструктуру – сказываются валютные ограничения с двух сторон.
Торговля иностранные акциями и облигациями через Мосбиржу и СПБ также становится де-факто невозможной из-за рисков заморозки активов по мере введения санкций на депозитарий.
Фрагментация
Введение комиссий в 1.25% со стороны Сбербанка на переводы в другие банки может создать тренд на фрагментацию банковской системы, т.е функционирование в рамках собственных экосистем. Это приведет к снижению межбанковских переводов, операций, каких-либо финансовых коммуникаций – как следствие комиссии банковской системы будут сокращаться, что на фоне снижения чистых процентных доходов и роста просрочек под списания еще больше усугубит положение банковской системы.
Финансовая деградация
Обороты торгов на фондовом рынке в сегменте акций и облигаций снизились в 7-8 раз относительно января-февраля. Размещения компаний через IPO/SPO прекращены, размещения корпоративных и государственных долгов прекращены.
Финансовые условия чрезвычайно жесткие и сложные. Доверие к финансовой системе подорвано из-за бесконечных блокировок, заморозок активов, так и из-за нелепых событий 24 февраля, когда открыли торги через три часа после СВО, что привело к обрушению активов на 60-85%.
Все это произошло на максимальной экспансии клиентов, когда почти каждый пятый совершеннолетний житель России открыл счет на Мосбирже. Здесь Центробанку, СПБ и Мосбирже придется проделать значительный путь по возврату доверия участников финансовой системе к российской инфраструктуре, в том числе через смягчение финансовых условий.
Это очень важно, настолько важно, что фактически определяет будущее страны. В условиях финансовой изоляции, можно рассчитывать только на внутренние ресурсы, поэтому нет иного пути, как развитие собственной финансовой системы.