Очень странно, что СМИ упустили такой важный аспект в послании Президента, т.к эти тезисы формирует концепцию ключевых направлений, которые видят верхние эшелоны власти в России.
Выступление большое, поэтому я выделю самое важное.
Первый принцип – открытость. Железный занавес исключен. Наращивать экономическое сотрудничество между странами, в том числе с Западом. Россия намерена наращивать научное, технологическое, культурное, гуманитарное и спортивное сотрудничество на принципах равноправия и уважения партнёров.
Государство будет способствовать наращиванию внешнеторговых связей через налаживание логистических, кооперационных связей, транспортных коридоров и платежной инфраструктуры через нацвалюту.
Второй принцип – опора на предпринимательские свободы. Это принцип базируется на либерализации УК РФ, налогового кодекса, снижения административных проверок и бюрократии.
Снижение административной нагрузки, мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса, убрать размытые нормы налогового законодательства в части экономических составов преступлений, сокращение срока давности по налоговым преступлениям, декриминализация целого ряда экономических преступлений, повышение порога преступления по неуплате таможенных и других платежей, продление сроков предварительного следствия.
Третий принцип – это ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика.
Это предполагает жесткую фискальную и монетарную политику! Поручение правительству по подготовке нового бюджетного правила, что должно обеспечить предсказуемость бюджетной политики, создать условия для максимального использования внешнеэкономической конъюнктуры.
Четвертый принцип – социальная справедливость. Здесь все понятно, сокращение неравенства, борьба с бедностью, индексаций социальных пособий и пенсий, повышение доходов, борьба с негативными тенденциями в демографии и так далее.
Снижение уровня бедности является главным показателем эффективности работы органов власти и государства в целом. Причём ощутимых результатов здесь, несмотря на все объективные трудности, необходимо добиваться уже в текущем году, и такая задача перед Правительством поставлена.
Индексация пенсий, МРОТ и прожиточного минимума на 10%. Льготная ставка по ипотеке снижена с 9% до 7%. 12 миллионов рублей для Москвы и Петербурга и шесть миллионов рублей – для остальных субъектов Федерации.
Пятый принцип – опережающее развитие инфраструктуры.
Ремонт автодорог 85% протяженностью в течение 5 лет, модернизация ЖКХ (40% сетей подлежит замене и ежегодно ветшает 3% сетей при замене новыми темпами 2%). Развитие комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях– 20 млрд на 2023-2024. Обновление городов Дальнего Востока. Комплексное обустройство и развитие сельских территорий. Поддержка Байкала, развитие чистых зеленых технологий.
Шестой принцип – достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов. Не все так однозначно – об этом важном пункте в другой статье.
Дополнение по поддержке бизнеса:
▪️Инфраструктурные бюджетные кредиты. Они выдаются на 15 лет по ставке 3%.
▪️Промышленная ипотека. Речь идёт о льготных долгосрочных кредитах по ставке 5%
▪️Акцент в поддержке деловой активности должен смещаться от мер бюджетного стимулирования к механизмам рыночного банковского кредитования.
▪️Бизнес практически во всех отраслях получил право на отсрочку по страховым взносам за второй квартал текущего года. При этом производственные предприятия имеют более широкие возможности – они смогут воспользоваться отсрочкой и в третьем квартале.
▪️Проектное финансирование через ВЭБ на деньги из ФНБ на 120 млрд руб.
▪️Долгосрочные договора крупных компаний и государства с МСП для поддержания спроса на продукцию.
Развитие промышленных кластеров в России
Что здесь может быть принято (максимально кратко из выступления):
Первое – финансирование. Проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более 7% в рублях.
Второе – налогообложение. В кластерах нужно обеспечить низкий уровень условно постоянных налогов, в том числе страховых взносов.
Третье – это поддержка производства на стартовой, ранней стадии, формирование пакета заказов, в том числе предоставление субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий.
Четвёртое – упрощённое администрирование, включая минимум либо полное отсутствие проверок, а также работа предприятий в режиме комфортного и необременительного налогового и таможенного мониторинга.
Пятое – создать механизмы гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию, которая только выходит на рынок. Такой льготный режим и соответствующие промышленные кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года.
__
От себя. Во всем этом не хватает главного – а именно компенсации дефицита доверия бизнеса в условиях запредельной макроэкономической и геополитической неопределенности.
Бизнес не может производить инвестиции в условиях отсутствия понимания вектора направленности государственной политики и каких либо приближенных к реальности расчетов среднесрочных и долгосрочных издержек.
Все быстро меняется – стоимость фондирования, логистические связи, методы расчетов, гарантии безопасности активов, исполнение обязательств между контрагентами. Сейчас работают иностранные контрагенты, завтра уже нет. Сейчас заключают контракты, завтра откажутся работать и так далее. Композиция факторов риска становится неприемлемой.
Отсюда невозможно просчитать рентабельность проекта, сроки окупаемости, следовательно невозможно планировать бизнес операции. Дефицит доверия и туманные перспективы блокируют инвестиции.
Именно поэтому я говорил о росте участия государства в экономике. Бизнес связан обязательствами перед кредиторами, акционерами, контрагентами – это накладывает массу ограничений на пространство маневров. Бизнес в своей основе имеет узкий и крайне ограниченный горизонт планирования, только если это не мега корпорации с доходами десятки миллиардов долларов.
Трансформация, структурный переход экономики как раз предполагает рост неопределенности, т.е. прежние связи обрываются и прежние концепции перестают работать. Эффективность работы бизнеса снижается, т.к. снижается склонность к риску, как следствие, динамика инвестиций имеет негативную траекторию.
В этих условиях государство должно перехватывать инициативу для компенсации дефицита доверия частного сектора.