Системный либерал Аркадий Дворкович сделал довольно важное признание
Оказалось, что финансовая модель «Роснано», которую воплощал в жизнь Анатолий Чубайс, была неэффективной.
Но обо всем по порядку:
Несколько недель назад «Роснано» едва не дефолтнулось. Деньги были найдены. Госкорпорация все же расплатилась по обязательствам. В Министерстве финансов заявили, что не допустят дефолта «Роснано». В целом, поступило ведомство Силуанова правильно. Если государство гарантировало обязательства по займам, то обязано выполнять условия. Вне зависимости от того, кто их гарантировал и под какие условия они выдавались. Здесь вопрос к тем, кто принимал соответствующие решения.
Однако в истории с «Роснано» замешан не только Анатолий Чубайс. Но и Аркадий Дворкович, который долгое время являлся председателем совета директоров госкомпании.
Судя по всему Дворкович понимает, что он во всей истории может оказаться крайним. Чубайсу, понятно, ничего не будет, а вот у Дворковича подобного иммунитета нет. Тем более имеется яркий пример. Его дружок Михаил Абызов был арестован в начале 2019 года и обвиняется в хищении нескольких десятков миллиардов рублей.
Поэтому Дворкович засуетился и выдал следующий комментарий:
«Отрицательный баланс компании во многом является только следствием модели финансирования, где венчурные проекты финансируют за счет банковских кредитов, причем очень дорогих. И процентные выплаты по этим банковским кредитам, особенно в кризисные годы, сразу после 2014 г. например, были запредельными.
Для нормального финансирования этих инновационных проектов, венчурных проектов, нужны были вложения в капитал, а не кредиты. И тогда все бы нормально сработало»
В общем, Дворкович прямым текстом подтвердил, что финансовая модель «Роснано» была нежизнеспособной. Однако как минимум с 2014 года госкомпания жила по этой схеме.
Только вот не понятно, а что сделал Дворкович для того, чтобы госкомпания не набирала дорогих кредитов и не финансировала венчурные проекты? Напомним, он долгое время являлся вице-премьером России и председателем совета директоров «Роснано».
Дворкович пытается оправдаться, что якобы правительство не согласилось на докапитализацию «Роснано», отправив компанию за банковскими кредитами и облигациями. И, действительно, Дворкович настаивал на докапитализации «Роснано». Рассматривались разные способы. Но Минфин заблокировал подобный вариант (один из редких моментов, когда Силуанову надо сказать спасибо).
В результате «Роснано» понабрало «дорогих» кредитов. Но, видя пагубность ситуации, сделал ли что-нибудь Дворкович, чтобы предотвратить подобный вариант развития событий? Он легко мог заблокировать подобные решения, но, судя по всему, решил не переходить дорогу Чубайсу.
И именно Чубайс набирал дорогие кредиты, заранее понимая неадекватность финансовой модели. Получается, Дворкович подтвердил некомпетентность и вредительство Анатолия Борисовича.
В конце концов, можно было бы прекратить инвестиционную деятельность «Роснано», сосредоточившись на реализации текущих проектов. Но Чубайс с Дворковичем продолжали набирать дорогие кредиты.
В общем, оправдания Дворковича выглядят слабо. Если бы Чубайс все свалил на правительство, то с натяжкой этот аргумент еще можно было бы рассмотреть. Но Дворкович являлся самым непосредственным членом того правительства. Причем занимал довольно высокий пост вице-премьера.
Чувствуем, что ситуация с «Роснано» будет иметь своё продолжение. То, что системные либералы засуетились – хороший знак. Ждем соответствующую оценку от правоохранительных структур, которые, наверняка, уже собирают фактуру.
Константин Двинский