Титов предложил восемь срочных мер для поддержки малого бизнеса в России

Титов предложил восемь срочных мер для поддержки малого бизнеса в России

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Доля малого и среднего бизнеса в экономике России в пандемийном 2020 году упала до уровня пятилетней давности, указывает бизнес-омбудсмен. Среди предлагаемых им мер — оплата простоя сотрудников за счет бюджета в случае локдауна

Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП России в пандемийном 2020 году оценивается в 19,8% против 20,8% в 2019 году. Такие данные приводятся в материалах к ежегодному докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину.

Такая доля соответствует уровню 2015 года, когда МСБ занимало 19,9% в экономике страны. Это в 2,5 раза меньше средней оценки доли госсектора в российской экономике (50%), указывает уполномоченный по защите прав предпринимателей.

О том, что именно малый бизнес попал в эпицентр коронакризиса, говорил в интервью редакции первый вице-премьер Андрей Белоусов. Экономические последствия COVID-19 стали сложным испытанием для МСБ, отмечает Титов, добавляя, что «вместе с тем 2020 год стал позитивной точкой для сотрудничества государства и бизнеса, для выстраивания диалога».

«В отношениях бизнеса и власти требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом, для того чтобы сделать МСП драйвером роста экономики страны» — полагает он

Быстрые меры для поддержки МСП

После резкого падения спроса в секторе МСП во втором квартале 2020 года, когда действовали жесткие противопандемийные меры, ситуация улучшилась в третьем и четвертом кварталах за счет денежных субсидий населению и снятия ограничений.

Однако этот рост был исчерпан с концом 2020 года, в первом квартале 2021 года положение малого и среднего бизнеса вновь ухудшилось, а падение спроса составило 13%, следует из индекса роста МСП, рассчитываемого аппаратом уполномоченного совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина и Сбербанком.

Большинство малых и средних предпринимателей в ближайшие два-три месяца планирует увеличить стоимость продукции (услуг) и отказаться от планов по развитию бизнеса, следовало из мартовского опроса ФСО, результаты которого приведены в докладе.

По сравнению с опросом годовой давности доля таких предпринимателей значительно выросла (рост примерно в 1,5 раза, следует из приведенного в докладе графика).

Для поддержки малого и среднего бизнеса в качестве срочных мер Титов предлагает следующие:

  • Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов, лизинга для пострадавших субъектов МСП (потерявших в 2020 году больше 30% выручки).
  • Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы по всем регионам.
  • Продлить мораторий на проверки до 2022 года включительно.
  • Ослабить ограничения на привлечение сотрудников из стран ближнего зарубежья.
  • Компенсировать компаниям МСП стоимость тестов на антитела и тестов ПЦР, расширить работу мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
  • Продлить компенсационные меры на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗы).
  • В случае объявления локдауна, каникул или длинных выходных оплачивать простой сотрудников за счет государства — напрямую, минуя работодателя.
  • Заморозить рост тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года.

Какая господдержка уже оказывалась

В прошлом году власти запустили несколько программ помощи малому бизнесу, в основном направленных на пострадавшие от коронавируса отрасли, в том числе программу ФОТ 2.0, льготное кредитование под низкую ставку с возможностью последующего частичного или полного списания долгов в зависимости от сохранения численности персонала.

Кроме того, были введены моратории на проверки и банкротство. В ходе ПМЭФ-2021 было объявлено о дополнительных шагах господдержки малого и среднего бизнеса:

  • пилотный налоговый режим для общепита,
    смягчение антимонопольного регулирования для малых предприятий,
  • субсидирование ставки эквайринга в системе быстрых платежей,
  • расширение доли госзакупок у МСП,

расширение механизмов гарантий.
Перечисляет Титов, добавляя, что они были позитивно посприняты бизнес-сообществом.

Системные проблемы МСБ

Среди ключевых проблем малого и среднего бизнеса авторы доклада президенту на первом месте указывают высокую административную нагрузку:

  • предприниматели с трудом ориентируются в слишком большом количестве статей об административных правонарушениях,
  • их требования не упорядочены по отраслям,
  • документы написаны непонятным для бизнеса языком,
    а KPI надзорных ведомств не направлены на предотвращение инцидентов.
    В итоге бизнес уходит в тень из-за штрафов, размер которых одинаков для МСП и крупного бизнеса, говорится в материалах к докладу. Кроме того, избыточная отчетность и документооборот для МСП требуют излишней бумажной работы:

в докладе Титов отмечает, что на 2019 год существует 158 форм отчетности для разных видов деятельности.

Еще одна важная проблема, по мнению Титова:

  • налоговая система не сбалансирована и вынуждает предпринимателей заниматься налоговой оптимизацией вместо масштабирования своего бизнеса.
  • Малый бизнес не трансформируется со временем в средний, его доля по размеру выручки составляет, по данным доклада, всего 3%, тогда как на малые предприятия приходится 18% выручки. Это одна из ключевых проблем российского бизнеса, отмечает Титов:
  • с ростом бизнеса не происходит роста прибыли из-за налогового бремени, но повышаются риски.
    Создавать же рабочие места оказывается невыгодно из-за системы зарплатных налогов.

Опрошенные представители МСП считают, что для роста экономики необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия и административное давление, ограничить рост тарифов и сами тарифы на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и стимулировать спрос, говорится в докладе бизнес-омбудсмена.

Необходимо признание государством, что развитие МСП является не фискальной, а важной социальной функцией, вкладом в обеспечение занятости и в обеспечение населения доступными товарами и услугами, полагает Титов.

По его мнению, необходимо изменить подход должностных лиц к малым предпринимателям – с применения штрафных санкций на информирование, обучение и, как следствие, минимизацию нарушений.

Язык законов надо сделать понятным для предпринимателей (повысить их «читабельность»), а все нововведения выпускать в наглядных пособиях и инфографике, тестируя перед опубликованием их на восприятие, говорится в докладе. Системы рассмотрения обращений в госорганах также нужны изменить, исключив сложные бюрократические процедуры и ускорив рассмотрение запросов бизнеса.

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ