Репутация и Юрий Ножиков
В 1996 г. мы вместе с губернатором Ножиковым проводили совещание в Москва с депутатами ГосДумы от Иркутской области по вопросу координации в законопроектной деятельности. Цель совещания – отстаивание интересов региона через ГосДуму, Совет Федерации, другие органы власти.
По окончанию совещания Юрий Абрамович, я и моя коллега Ирина (на фото – слева) анализировали результаты встречи, ставили себе задачи, разговор был доверительный, откровенный, среди своих. Мы переходили с одного вопроса на другой, и, поскольку тогда одна из тем была “коррупция в администрации области” (в СМИ назывались фамилии Яковенко и Васильева) я задал губернатору “дурацкий” вопрос: “Юрий Абрамович, а почему бы вам не отправить кого-то в отставку, если, конечно, на то есть основания?”. На что получил такой ответ: “Миша, (в доверительной беседе он обращался ко мне по имени и на ты, в официальной – только на вы), понимаешь, я не могу отделять своих замов от себя. В конце концов, каждый из них принимался на работу с моего решения. Тебе трудно это понять, но на моем уровне власти так не бывает”.
А спустя несколько месяцев, 10 января 1997 в разговоре со мной один на один он сообщил, что намерен уйти в отставку, но попросил никому об этом не говорить, чтобы “не расслаблялись”. Я вышел из кабинета подавленный, ничего не понимая. В последующие полгода список причин этого решения прояснился, некоторые из них глубоко личные и неправильно будет о них говорить. Но вот одна из основных следующая. На очередной встрече губернатора Ножикова с Анатолием Чубайсом в Москве (на тот момент – руководитель АП) Чубайс бросил такую фразу: “Вы, Юрий Абрамович, либо убирайте своего Владимира Кузьмича, или вместе с ним…“. Подробности тех историй, возможно, лучше знает Игорь Широбоков, в те годы – представитель президента. Но я сейчас не об этом. Когда для Ножикова сложилась некомфортная ситуация, он решил уйти сам.
А может Ножиков был слабак?
Даже его недруги так не считают. Например, когда у него был конфликт с Ельциным по вопросу уплаты налогов в федеральный бюджет, он не побоялся пойти напролом. А ведь ему в пиковом варианте грозила позорная отставка. Но он предпочел обратиться напрямую к жителям области, объясниться и победил в том споре с всесильным президентом. Репутация превыше всего.
Это у нас в 90-е годы. А что у них?
Билл Клинтон и Моника Левински
Казалось бы, какое дело американской общественности, чем и как их президент занимается со своими сотрудниками? Ну есть у Билла Хиллари, вот пусть она стажерок и отгоняет от благоверного.
Нет, комиссия Конгресса решила удостовериться, и устроила Биллу позорный допрос: чего, с кем, как, каким способом…
Вот нам в России непонятно, даже Путину не прилипла эта предполагаемая история с Кабаевой, возможно от того, что “чадородие есть священный долг каждого христианина”. Американцы куда щепетильнее. Причина простая. Если президенту нельзя доверять в малом, он может обмануть и в большом. Обман Горбачева стоил нам страны. А обман Ельцина (в Беловежье) стоит нам сейчас нашей “задницы”.
Ибо репутация для руководителя превыше всего.
Что бы сделал Ножиков, будь он губернатором области?
Конечно, я не собираюсь давать советы Сергею Георгиевичу, а тем более – его пресс-службе. Тем более, что меня никто об этом не просит. Но вот как бы поступил мой начальник в такой ситуации, могу утверждать.
Прежде всего,… он бы в такую ситуацию не попал. Не могу себе представить Ножикова с ружьем в руках, в кого-то стреляющего. Тем более – тренирующего своих близких в стрельбе по кабанам. (Кстати, мне как-то легко представить Горбачева или Ельцина с ружьишком в руках)
Но даже если допустить невозможное – 30 или 31-го декабря Ножиков был бы на ТВ и в прямом эфире объяснялся со своими земляками. А руководитель его пресс-службы (Владимир Васильевич Ходий, или Лев Михайлович Дамешек – фамилии то какие!) показали бы всем заявление в суд против Первого канала.
Прошло уже три недели, а от нынешнего губернатора мы таких шагов так и не увидели…
А ведь репутация для руководителя превыше всего!
“И что, из-за какого-то медведя отправлять в отставку?”
Вот тут я подхожу к главному. Мое решение подписать петицию основано далеко не только на охотничей истории. Конечно, Власть живет по своим внутренним законам, неведомым простым пешеходам. У Власти должен быть общак. Он должен откуда-то пополняться (нетрудно догадаться, откуда общак пополняется у губернатора), и многое другое… Это все понятно, во всяком случае, человеку, во Власти побывавшему и видевшему все это на расстоянии вытянутой руки.
Но при этом граждане хотят доверять руководителю! Верить в его лучшие качества. Хотя бы потому, что рядовым гражданам доверять то больше и не кому! Ну давайте честно – а кому мы вообще нужны?
Поэтому, я убежден, что сейчас в России моральный авторитет (такой, как Вацлав Гавел) куда нужнее “крепкого хозяйственника”. Потому, что у “крепкого хозяйственника” часто хватательные инстинкты сильнее развиты, и в отсутствии моральных качеств делают нас сильно беднее. А беднее уже некуда!
“Ну вот этого уберем, и что, сразу нам станет лучше? И кто будет вместо него?”
Во-первых, я не верю, что Левченко будет отставлен. (И еще меньше верю в его добровольную отставку, это вам не Ножиков). В России губернаторов из-за общественного мнения не убирают, не надо впадать в иллюзии.
А зачем тогда эти петиции подписывать?
Лично мне хочется, чтобы Власть почувствовала возможность нашего давления. Чтобы она начала нас … опасаться что-ли. Чтобы она стала больше походить на людей. Ну хотя бы из-за страха краха.
“А если этого отставим, придет какой-нибудь варяг типа Сокола, и?”
А вот это самый простой вопрос. Пусть пробует каждый желающий. А жителей области уже не проведешь. Мы уже опытные. Были обманутыми. Битыми. Выберем себе нормального. А если опять ошибемся – ну ничего, уже умеем их менять. Власть вообще надо менять как перчатки, чтобы они знали…
“Так ты призываешь подписывать петицию?”
Боже упаси. Я только поясняю, почему я это сделал. И почему я никогда не стану осуждать людей, не желающих подписывать. Это дело интимное, как поход в церковь.
Когда мне стукнуло 60, я как-то подумал, а что будет, если дальше я всем буду говорить только правду? Ну, или помалкивать.
Первыми пострадали родные и близкие. Сначала с ними случился стресс и паника. Спустя какое-то время часть из них отвалилась, а часть (большая) стала ко мне относиться сильно лучше. Эксперимент не совсем идиотский!
Поэтому, ребята, живите по кайфу! Расслаблено! Делайте только то, в чем уверены. От чего вас штырит. В конце концов, главная задача – построить свою жизнь так, чтобы она от Власти зависела как можно меньше.
Михаил Зимин
Спасибо , Михаил, за правду. С большим пиитетом отношусь к личности Юрия Абрамовича Ножикова. Но где же сейчас взять таких людей? Нет их: во власть идут, в основном, те, кто озабочен не общественными, а личными интересами. За редким исключением. И на выборах приходится выбирать по принципу: из двух зол выбираем меньшее.
А где ознакомиться с петицией?