11 февраля ВЦИОМ опубликовал очередные замеры рейтинга кандидатов в президенты. Так совпало, что в эти же дни Рейтинговое агентство «Кто есть кто» провело собственные опросы населения Иркутской области *), и у нас есть прекрасная возможность сравнить результаты.
Директор Агентства Михаил Зимин рассказывает:
— Прежде всего, мы обнаружили практически абсолютную осведомленность населения о предстоящих выборах — почти 100%! И, как обычно, 11% заявили, что они не планируют в них участвовать, и еще 12% — раздумывают об этом.
А вот дальше в сравнении с ВЦИОМом у нас начались серьезные расхождения.
За кого из кандидатов вы проголосовали бы, если бы выборы состоялись сегодня?
1 | Сергей Бабурин, «Российский общенародный союз» | 0,0 |
2 | Павел Грудинин, КПРФ | 12,2 |
3 | Владимир Жириновский, ЛДПР | 1,3 |
4 | Владимир Путин, самовыдвииженец | 49,6 |
5 | Ксения Собчак, «Гражданская инициатива» | 0,0 |
6 | Максим Сурайкин, «Российский общенародный союз» | 0,0 |
7 | Борис Титов, «партия РОСТ» | 0,0 |
8 | Григорий Явлинский, Яблоко | 0,4 |
9 | Не пойду на выборы, если не будет кандидатуры Алексея Навального | 0,4 |
10 | Еще не определился | 29,2 |
11 | Не буду участвовать в любом случае | 6,0 |
А что ВЦИОМ?
Владимир Путин — 71,5%
Павел Грудинин — 7,5%
Еще не определился — 10,6%
Что настораживает? Существенная разница (и ее не объяснить региональной спецификой) рейтинга Путина 21,9% и варианта Еще не определился — 18,6%. Вообще, может ли быть такое — за 40 дней до выборов всего 10,6% еще не решили, за кого будут голосовать? По опыту мы знаем — от 10 до 30% избирателей только в последний день определяются с фамилией «своего» кандидата. ВЦИОМ затрудняющихся решил «приписать» действующему президенту?
Насколько люди убеждены в своем решении голосовать за Путина?
В политической психологии известна такая особенность — некоторым избирателям свойственна «застенчивость» — им неудобно признаваться себе и окружающим, что на самом деле они готовы проголосовать за кого-то альтернативного. И они «говорят, как все» — за Путина. Принцип «социального одобрения», внушаемость со стороны окружения.
Согласны ли вы с утверждением «сейчас у нас — сильная Россия и сильный президент»?
1 | Да | 46,4 |
2 | Нет | 18,0 |
3 | Не задумывался об этом | 35,6 |
Мы видим, что более 3% избирателей готовы проголосовать за Путина, но НЕ считают его и Россию сильными. Т.е. при другом раскладе часть избирателей с легкостью поменяет свое мнение. Классическое подтверждение возможности такого — сценка из фильма «Гараж» Эльдара Рязанова, где герой Невинного быстро проделывает аналогичную метаморфозу и говорит — «я из партии большинства».
И наконец, еще один замечательный результат:
Что произошло с вашими доходами за последний год- полгода?
1 | Мои реальные доходы серьезно упали | 33,5 |
2 | Мои реальные доходы незначительно упали | 44,2 |
3 | Кризис никак не отразился на моем материальном положении | 17,6 |
4 | Я лишился (лишилась) работы из-за кризиса | 0,4 |
5 | Другое_________________________________ | 0,4 |
И вот — гипотеза: «Кризис никак не отразился на моем материальном положении» — 17,6% — это, по видимому, и есть «путинское ядро». А 30% его остальных сторонников, несмотря на падение своих реальных доходов, обвиняют в этом кого угодно: Запад, мировой кризис, олигархов, цену бареля, евреев, либералов, но не гаранта! Несмотря на то, что гарант ничего и не обещает в своей предвыборной кампании, которую и кампанией то назвать — язык не поднимается…
И вот это самое серьезное обстоятельство — население разделилось пополам! И для половины избирателей выборы — скорее ритуал подтверждения преданности вождю.
Возможен ли 2-ой тур?
Блондинка уже ответила на подобный вопрос — Если ты выйдешь сегодня на улицу — какая вероятность встретить там динозавра?
Ответ: 50 на 50. 50% — встречу, 50% — нет.
А если серьезно, в оставшиеся 4 недели может произойти «радикальный слом повестки» — например, публикация секретной части доклада из «кремлевского списка»; ВСУ пойдет в атаку на Донецк и придется принимать непопулярные милитаристские решения; для подъема падающего рейтинга гаранта необходимо включить жесткую антикоррупционную кампанию с неопределенным финалом,… И ни одна блондинка не угадает.
Рейтинговое агентство «Кто есть кто» продолжит мониторинг мнений избирателей на протяжении всей избирательной кампании.
*) Метод опроса: телефонный опрос жителей Иркутской области. Территориальная квотная выборка, 42 территории области. Кол-во опрошенных — 400 респондентов.
Время проведения: 9-12 февраля 2018 г.
Предельно допустимая погрешность при общей численности (генеральная совокупность 1 865 247 избирателей): 4,5%
Агентство «Кто есть кто» (ЗАО КНС ) — маркетинговые исследования, социологические опросы.
Мы в базе Социологос — Sociologos.ru