Бандиты – последнее прибежище братского мэра

Бандиты – последнее прибежище братского мэра

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Взлеты и падения всегда преследовали градоначальника северной столицы Приангарья Сергея Серебренникова. Впервые в октябре 2005 года возглавив Братск, он считался чуть ли не главной креатурой РУСАЛа в Сибири. Это амплуа продолжилось и на его разгромных выборах марта 2010 года в Иркутске, и на повторном братском фиаско через пару месяцев. Жители не простили бегство мэра в областной центр.

Второй блин комом

В 2014 году новый шанс дважды битому Серебренникову предоставил уже губернатор Сергей Ерощенко. Вытащил из угольного нафталина, сделал «косметический ремонт» имиджа, назначив вице-губернатором. Припугнул потенциальных конкурентов. Благо авторитарный характер подкрепляли возможности экс-губернатора. Однако как ни пытались всем миром, серого Серебренникова не отмыли добела.

Сравнимое со стихийным бедствием второе воцарение в Братске добило остатки репутации Сергея Васильевича. Апофеозом беспомощности стал провал программы переселения из ветхого и аварийного жилья, когда сорвалось 66% запланированного объема строительства. Самые плохие показатели в регионе на фоне наиболее щедрого финансирования программы! Выяснилось, что «эффективный менеджер» Серебренников ничего не в состоянии добиться от собственной администрации – ни подготовить проекты, ни обеспечить строительную базу. Умения хватало только на перепалки в прессе с правительством Иркутской области.

Не удивительно, что от одиозного мэра отвернулись почти все. А позиция вновь избранных от северной столицы депутатов Заксобрания вовсе враждебна. Даже хуже – новые политические элиты скорее не воюют, а просто игнорируют Серебренникова, чей электоральный капитал стремительно приближается к нулю. Даже партия «Единая Россия», членом которой он является много лет, постыдилась выдвигать и открыто поддерживать проблемного политика.

Купить путевку, поучаствовать в проекте

«Полковнику никто не пишет. Полковника никто не ждет»

Единственная сила, сохранившая редкую нынче верность Серебренникову, – те самые «братки», с которыми он по-братски начал «решать вопросы» еще до первого избрания мэром. Прямо как в старинном девизе: «Кто первый верен, тот верен до конца». Применительно к их альянсу фраза, конечно, звучит неуместным пафосом. Поредевшие и утерявшие позиции бандиты – далеко не рыцари и не самураи. Просто так связывать дальнейшую судьбу с внешне безнадежной кампанией мэра никто бы не стал. И, тем более, помогать кровными деньгами и людьми.

Респектабельные структуры сторонятся Серебренникова, как безнадежно хромой утки. Ведь у них даже не возникает вопроса – выиграет Сергей Васильевич или проиграет? Поставив на нем крест, политическая элита задается другой интригой – кто придет на смену Серебренникову?

Зато у осколков некогда могущественной Братской ОПС даже такого выбора нет. На одном криминале не пробудешь долго на плаву, тем более – на свободе. А в большом бизнесе ребята находятся на задворках. Сейчас они еще вхожи в администрацию и городские МУПы, чтобы там «тереть вопросы». А не станет «правильного мэра», заглохнут и все совместные «темы». Выход один – напрячь силы, вложиться по полной. И в случае фарта поднять весь банк. Точно так же брокеры скупают по дешевке акции после биржевого обвала.

То, что в победу Серебренникова никто особо не верит, делает соотношение ставок еще выше. Впрочем, сработать такая игра может только в одном случае – если соперники непопулярного мэра растащат примерно поровну голоса.

«Бэшен»

Но новогодней фотографии в канун 2007-го они все на свободе и позируют с подшефными молодыми спортсменами. В центре три ключевых человека, символизирующих единство официальной и теневой власти.

По правую руку от Сергея Серебренникова сидит Николай Егоров, бывший тогда депутатом Думы города и одновременно членом группировки Абанина. К слову, с 2004 по 2009 год «фракция реальных и конкретных пацанов» в Братской думе составляла шесть человек. По числу они были на равных с выдвиженцами БрАЗа или «Илим Палпа».

А рядом с ним сам Игорь Иннокентьевич Абанин («Бэшен»). В 1995–1998 годах являлся «положенцем» города Братска, а впоследствии и одним из лидеров всего Братского ОПС. По данным правоохранительных органов, криминальные подвиги «Бэшена» начались в разгар перестройки. В 1988 году от Кировского суда г. Иркутска он схлопотал «двушку» условно по ст. 145 ч.2 УК РСФСР («Грабеж»). Через пять лет привлекался по ст. 91 ч. 2 («Разбой с целью завладения государственным или общественным имуществом»).

В феврале 1996 г. в ходе оперативно-розыскных мер сотрудниками МУРа «Бэшен» был установлен и задержан за убийство гражданки Пряженниковой. Возбуждалось уголовное дело №5165 по ст. 103 УК РСФСР. Однако ему удалось миром «порешать» этот вопрос.

С середины 90-х годов, заняв лидирующее положение в криминальном мире области, «братские» проводили линию по пересмотру старых «воровских» традиций, сосредоточившись на экономических преступлениях. С 2000 года началась легализация «братчан» в качестве крупных бизнесменов. При этом никуда не исчезли привычные вымогательство, рэкет и организация заказных убийств.

Основой же коммерческой деятельности стала заготовка и продажа леса в гигантских объемах: 80% фирм и ЧП, занимавшихся в лесной сфере всех северных районов Приангарья, контролировались Братской ОПС. А крупнейшим предприятием являлась как раз ООО «Промышленная группа», подконтрольная Абанину.

На криминале и лесе им удалось сколотить многопрофильную бизнес-империю, расцвет которой пришелся как раз в бытность службы Сергея Серебренникова в ФСБ России по городу Братску. С 1998 года он являлся заместителем начальника городского отдела ФСБ, а в 2000-м возглавил отдел.

Вот неполный перечень фирм, находившихся под контролем «Бэшена» (в т.ч. через подставных лиц):

ОАО «Братскгорстрой», Завод колбасных изделий в пос. Стениха, ООО «Братский виноводочный завод», производственная фирма «Арена», «Лесная компания», «Юринформ АСМ», Торговый дом «Север», «Компания Инвестпром», «Экспролес», «Монтаж и Строительство», «Метелица», «Брайс», «Орхидея», «Приор» (все ООО), охранные агентства «Беркут» и «Соболь».

В 2003 году Игоря Абанина избрали председателем федерации дзюдо Сибирского федерального округа. И дело не только в стремлении к общественному признанию. Спортивные структуры всегда обеспечивали бесперебойное пополнение молодых кадров в криминальный мир. Явно для этой цели «Бэшен» создал школу борьбы дзюдо «Спартак».

Непосредственный контроль за «Братской птицефабрикой» и фирмой по оптовой реализации алкоголя «Моспродукт» осуществляла боевая правая рука «Бэшена» Олег Бельский («Кресло»). Он же являлся гендиректором ООО «Торговый дом Росспиртпром-Иркутск».

Насколько известно, «Бэшен» и «Кресло» продолжают осуществлять контроль за экономической деятельностью фирм  ОПС. А заодно обеспечивают связи с мэром Серебренниковым.

«Якут»

Еще один колоритный товарищ на фотографии – Геннадий Быль по прозвищу «Якут». Являлся «смотрящим» за Братским районом. В абанинском бизнес-холдинге заведовал такими ООО, как «БИК», «XXI век», «Чистый город» и «Чистый город «Менеджмент». Примечательно, что при первом мэрском сроке Сергея Серебренникова именно «Чистому городу» доставались подряды по захоронению мусора на свалочных полигонах.

В 2009 году ГУВД по Иркутской области были раскрыты убийство гражданина Мазова и покушение на убийство Поцевича, которые произошли в Иркутске в октябре 2003 года. Среди организаторов установили Геннадия Быля. «Якута» объявили в федеральный розыск, но он успел скрыться в Тайланде.

Существенно, что раскрытие преступлений членов ОПС «Бэшена», даже уголовные преследования, начались лишь после ухода Сергея Серебренникова из «конторы». А вот в годы его руководства местным ФСБ они чувствовали себя в полной безопасности. Даже водили с ним дружбу.

 «Это есть наш последний и решительный бой!»

 В верхнем ряду с рукой на плече стоит тезка и однофамилец известного федерального телеведущего Владимир Соловьев. Его позывной в криминальном мире «Геолог». Соучредитель братской городской федерации дзюдо. Генеральный директор ООО ПКФ «Луч», совладелицей которого являлась супруга «Бэшена» Татьяна Абанина. Фирма по протекции Серебренникова занималась переработкой отходов БрАЗа – в частности, алюминиевой стружки. А вслед за его поражением на выборах 2010 года была ликвидирована. Вторым назначением «Геолога» являлось ростовщичество.

А в полосатом свитере красуется ответственный за лесное хозяйство абанинского бизнеса Александр Жигарев. На тот момент директор однофамильной «фирмы Жигарева», одноименной ООО «Александэр», ООО «Лесная компания», «Сикурс» и «Янтарь».

Хотя в распоряжении ОПС имелось куча отписанных им почти задарма делян, не брезговали они и незаконной рубкой деревьев. В частности, в июне 2003 года директор Падунского лесхоза забил тревогу, что неизвестные скосили свыше 190 кубометров леса. Сотрудникам лесной милиции пришлось Жигарева задержать, возбудить уголовное дело и даже оформить подписку о невыезде. Чтобы избегать недоразумений в дальнейшем, Жигареву дали возможность напрямую ставить любые задачи лесхозам.

Вот такая, вопреки невзгодам, сохранилась команда Серебренникова! Сейчас все немного постарели, но готовятся отстоять мэрство своего «кореша». Как пелось в Интернационале, «это есть наш последний и решительный бой!»

Ирина КОРНИЛОВА

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ