Шаманизм

Шаманизм

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Традиционные верования прибайкальских бурят, эвенков и тофалалов – семейно-родовые, промысловые культы и шаманизм. Если эвенки все-таки приняли православие (в весьма своеобразной синкретической форме), то для бурят и тофов крещение было чисто формальным. В 1905 г., после установления в Российской Империи, веротерпимости большинство вернулось к своим традиционным культам. Куда больший урон нанесли десятилетия насаждаемого атеизма при советской власти. В начале 90-х голов XX в. началось возрождение шаманских традиций, возникли структуры, объединяющие шаманов среди бурят – одна из первых – «Сахилгаан» («Молния»). Однако современный бурятский шаманизм несколько утратил свои функции, упрощен и деформирован. Сейчас многое делается для того, чтобы сохранить его регулирующие социальные функции. Тайлаган, сасали, тахил, хэрэг, хаялга, мургэл – эти основные виды обрядов сегодня практически забыты.

Совет шаманских общин Прибайкалья, созданный в Иркутске в мае 2008 г., призван вести работу по просвещению населения в области знания и соблюдения древних бурятских обрядов. Шаманский пантеон божеств (тэнгриев, ханов, заянов, эжинов и т.д.) условно можно разделить на следующие группы по степени важности и количеству участников: общебурятские, межплеменные и племенные, родовые, территориальные, улусно-общинные, семейно-индивидуальные. Соответственно данной иерархии проводятся и обряды почитания этих божеств. Таким образом, большой обряд тайлаган также проводится на разных уровнях, по разным поводам и в разное время года. Вначале проводятся семейно-индивидуальные, затем улусно-общинные и так далее по возрастающей.

Тесное соседство с русским населением и влияние христианства на шаманизм сказалось, прежде всего, на ее культовой системе, в том числе на календарных сроках устройства обрядов. Постепенно установилась традиция приурочивать тайлаганы к христианским праздникам: к Петрову дню, к Ильину дню, к Покрову и т.д., а в Советское время к срокам шаманских обрядов проводили праздник Сур-Харбан.

С наступлением лета буряты проводят тайлаганы в своих семьях, сёлах, районах, родах и т.д., местные шаманы сами устанавливают сроки своих обрядов, лишь после этого проводят тайлаганы более высокого уровня. В 2011 г. проводились следующие наиболее значимые тайлаганы: «Бубэн тоодэ» в с. Корсук Эхирит-Булагатского района; «Ехэ Ёрд» в местности Хуторук Ольхонского района; «Поклонение водным Богам» в с. Закулей Нукутского района.

В Совет шаманских общин Прибайкалья входят:

Степанов Леонид Иосифович, Баяндаевский район, община «Сахилган»

Антонов Игорь Геннадьевич, глава Одинского МО, Ангарский район, с. Одинск;

Болсоев Жорж Павлович, Нукутский район;

Хантуев Александр Арсентьевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»       ;

Бубаев Семен Сергеевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»;

Балтаев Виталий Александрович, г. Иркутск, община «Хухэ тэнгэри»;

Валентин ХАГДАЕВ

Хагдаев Валентин Владимирович, Ольхонский район

Шабаев Павел Афанасьевич, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич, г. Иркутск

Дамбинов Роман Дмитриевич, Аларский район

Педчеев Егор Алексеевич, Иркутский район, с. Б. Голоустное, община «Сахилган»

Ширеторов Будажаб Пурбуевич, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, община «Тэнгэри»

Лаврентьева Людмила Озоновна, Осинский район, община «Бургэд»

Лаврентьева Любовь Алексеевна, Боханский район, община «Бургэд»;

Хамнуев Антон Викторович, Осинский район, община «Бургэд»

Батанов Леонид Алексеевич, Эхирит-Булагатский район, община «Сахилган»

Возрождаются традиционные обряды среди эвенков и тофаларов. В с. Ербогачене четыре года подряд во время национального праздника «Арчалдын» («Встреча») проводятся обряды очищения, поклонения огню и задабривания духов. Однако речь лишь идет об исполнении обрядов главами старейшин и участниками «Эвенкийского национально-культурного центра. О возрождении шаманизма пока говорить не приходится, так как последний эвенкийский шаман в Катангском районе Яков Веретнов умер в 1989 г. Подобная ситуация и в Тофаларии, где традиционные обряды проводятся на празднике «Ыргынчи Ыры» («Оленьи игры»).

На празднике Арчалдын

Неоязычество (Родноверие)

Александр НОВИКОВ

Своеобразным религиозным течением является русское неоязычество (родноверие), возрождением которого занимается группа активистов во главе с Александром Сергеевичем Новиковым.

Ингилистическая община г. Иркутска (поддерживает контакты с утратившей в 2002 г. регистрацию Ингилистической церковью в Омске) организованно отмечает старинные языческие праздники (День Ивана Купалы, Масленицу и др.), пропагандирует «Русские Веды» и «Книгу Велеса». Большое внимание уделяется возрождению русского рукопашного боя. Действует клуб спортивных единоборств имени Перуна, инструктором которого является Игорь Александрович Старухин. На его базе основан и военно-спортивный клуб «Святослав» в Шелехове. Члены клуба занимаются исторической реконструкцией, они неизменные участники проведения многих культурно-массовых мероприятий в Иркутске и Шелехове. Многие из членов клуба считают себя родноверами.

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ