Страсти по Heineken и пивной дробине

Страсти по Heineken и пивной дробине

1
ПОДЕЛИТЬСЯ

Поразительным образом перемешались геополитика, международный бизнес и прибайкальские буренки. Какое вроде бы отношение может иметь Нидерландское королевство к нашим фермерам? Где Амстердам и Гаага, а где Иркутский район? А оно есть. Почти как в утверждении Чарльза Дарвина о том, что Британия правит морями благодаря старым девам…

Напомним, творец теории эволюции прославился не только, сделав обезьяну нашим предком. Ему же принадлежала любопытная цепочка связей. Старые девы компенсируют свое одиночество заботой о кошках. Кошки ловят полевых мышей, разоряющих пчелиные улья. Пчелы опыляют клевер, которые едят коровы. Из коров делают бифштексы, которыми кормят британских моряков. Чем лучше кормят, тем сильнее флот.

В нашем примере цепочек гораздо меньше. Правда, сама история несколько длинней. Прошлой весной Нидерланды из-за СВО потребовали от своих компаний покинуть российский рынок. Пивоваренный концерн Heineken входит в тройку крупнейших в нашей стране, производя примерно 10% хмельного напитка. В Россию холдинг зашел ровно 20 лет назад, купив пивоварню в Санкт-Петербурге. Затем ее активы пополнились еще шестью заводами, включая иркутский в 2006 году.

Но главные активы – это бренды. Их в нашем государстве у голландских производителей более 30. Включая совсем по-русски звучащие и в животе бурчащие «Три медведя», «Русич» и «Степан Разин». На картинке указаны. Вряд ли небритые дядьки с опухшими лицами, попивая крепкую «Охоту», догадываются, что часть их грошей отправляется в Амстердам. Прямым потомкам пивовара Герарда Адриана Хейнекена.

Там зарегистрирован Heineken Holding N.V. Но не будем пугать этих общительных товарищей с завалинок и остановок, что тем самым они финансируют войска НАТО. ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» (ООО «ОПХ») хоть и полностью принадлежит иностранным владельцам, всё-таки российская компания.

Зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Только налогов в прошлом году заплатила 612 млн руб. Чуть больше миллиарда прочих платежей. Еще 3 млрд 361 млн руб. – зарплаты работникам. А это в том числе и подоходный налог. И свыше 33 миллиардов составила оплата поставщикам и подрядчикам за сырье, материалы, работы, услуги. Большая часть этих денег тоже остались крутиться в отечественной экономике и так же пополнили бюджеты всех уровней.

Что касается Иркутска, точней Маркова, немного расстроим. Обособленного ООО «Пивоварня Хейнекен Байкал», зарегистрированного в поселке, уже нет с 2014 года. Тогда все российские дочки были слиты в питерском ООО «ОПХ», и налог на прибыль потек в северную столицу. Однако сам завод остался, работает без сбоев. В штате порядка 130 сотрудников, не считая аутсорсинга. Продолжение его работы в Прибайкалье – конечно, плюс, а не минус.

Но вот в глобальную экономику вмешалась большая политики, и правительство далекого низинного королевства потребовало уйти с российского рынка. Фактически, всё бросить. 9 марта прошлого года Heineken впервые анонсировала прекращения производства и продаж в России. 28 марта 2022-го объявила о передачи бизнеса новому владельцу. Прошел год, и выяснилось, что это не совсем так. Еще в июне прошлого года после Петербургского МЭФ губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил: «Работа филиала продолжится в Иркутске. Решение по смене бренда пока поставлено на паузу. Это может быть бренд «Байкал», например. Пусть инвестор сам определится».

Игорь Кобзев с главным исполнительным директором компании Heineken в России Гергиосом Полименакосом на Петербургском международном экономическом форуме 17 июня 2022 г.

Затем голландский журналист Оливье ван Бимен наделал шума, показав, что Heineken  даже нарастил в России обороты, захватив нишу, оставшуюся после ухода других международных пивных гигантов. Вместо сокращения линейки представил 61 новый продукт, принял на работу новых сотрудников. И мы проверили открытые данные, по которым чистая прибыль ООО «ОПХ» за 2022 год выросла в три раза – с 880 миллионов до 2,5 миллиардов рублей.

Руководству концерна пришлось отдуваться, что это такой способ ухода. Если ты терпишь убытки, найти покупателя непросто. И чтобы российские активы оставались привлекательными, требуются новые инвестиции. В ежеквартальном отчете, опубликованном 19 апреля 2023 года, в Heineken заявили, что нашли покупателя и ждут одобрения сделки российскими властями. Покупателя и сумму не раскрыли, но ранее сами оценили стоимость активов в 475 миллионов евро. Завершение сделки запланировано до конца первого полугодия.

Если это так, до очередного озвученного срока продажи остается меньше месяца.

А теперь спустимся с транснациональных финансовых высот на провинциальные крошки. Речь идет о пивной дробине. Если говорить сильно упрощенно, это типа жмыха от ячменя. Для голландских и прочих пивоваров – не более чем отходы. Но для местных фермеров представляет отличный корм для молочных коров.

Так выглядит пивная дробина

Два года назад на дробине с иркутского пивзавода уже успела оскандалиться екатеринбургская фирма ООО «Успех-Урал» (ИНН 6670414456). Директор Некипелов Сергей Николаевич, владелец Каткова Олеся Владимировна. После того, как из-за гастролеров пострадала кристально чистая репутация Heineken, их выгнали «мокрыми тряпками».

Однако проголодавшись по навару с дробины, уральская компашка решила вернуться в наши края. План А – пролезть на иркутскую пивоварню сразу после ее ожидаемой продажи новым владельцам. План Б (если Heineken всё же останется) – зайти от аффилированной фирмы. Кстати, таковых у Катковой зарегистрировало еще три: ООО «Агрико», «Агрико ПМ», «Успех-Полимер».

Для пивоваров проблема в явной недобросовестности контрагентов. А вот для властей региона добавляется то, что с них не получить никаких налогов и страховых отчислений. И полная муть в финансовых схемах.

Процитируем наших коллег с Бабр.ру: «И уже вскрылось, что у предприятия на территории Иркутской области один-единственный работник, нет никаких должным образом оформленных обособленных представительств и филиалов… И вдобавок все операции с деньгами производятся наличным расчетом – сколько их уплывает мимо региональной казны, не знает никто… Может ли быть уверенной за свою репутацию компания, пригревшая у себя за пазухой змею? Подобные факты для репутации – совсем не слону дробина».

Вот ссылка на статью «Не слону дробина: как замутить репутацию Heineken»

Виктор МИХАЙЛОВ

Реклама

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ