Росрыболовство пока не утвердило решение о моратории на вылов байкальского омуля. В официальном ответе на запрос депутата Госдумы РФ Михаила Щапова от Министерства сельского хозяйства РФ говорится о том, что решение о введении моратория на вылов байкальского эндемика официально еще не принято. Но соответствующий приказ все же готовится к подписанию, отмечает «Газета «Областная».
Напомним, в конце прошлого года федеральные власти планировали ввести временный запрет на вылов омуля на озере Байкал сроком на три года. Об этом на одной из сессий Заксобрания Иркутской области заявлял депутат Госдумы Николай Николаев, а позже и в федеральных СМИ появились комментарии на эту тему от министра природных ресурсов РФ и главы Росрыболовства.
Столь жесткое решение было принято, скорее всего, на основании данных Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия. Согласно его информации, с 2008 года биомасса байкальского эндемика снизилась в два раза. Основными причинами названы ухудшение общей экологической ситуации, засуха, установившееся мелководье в бассейне Байкала и браконьерство. Прогнозы Россельхознадзора неутешительные: если не ввести запрет на вылов омуля, через два года эндемик вовсе может исчезнуть. Правда, иркутские ученые не разделяют эти опасения, утверждая, что негативная динамика является лишь результатом перераспределения миграции омуля. Специалисты также настаивают на проведении комплексных исследований.
Однако до сих пор никаких официальных документов об ограничении вылова омуля нет. В конце прошлой недели в приемную депутата Госдумы Михаила Щапова поступил ответ из Министерства сельского хозяйства РФ на депутатский запрос. В документе говорится, что Минсельхоз подготовил проект приказа «О внесении изменений в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна». В частности, корректировки устанавливают запрет на добычу омуля в озере Байкал и впадающих в него реках, «за исключением добычи в научно-исследовательских и контрольных целях, а также в целях аквакультуры». В ответе также указано, что проект приказа проходит процедуры оценки регулирующего воздействия. Кроме того, Минсельхоз намерен одновременно усилить рыбоохранные мероприятия и увеличить искусственное воспроизведение байкальского омуля.
То, что многие местные жители потеряют заработок, Минсельхоз не смущает. В письме указывается на необходимость принятия мер местными властями. Например, трудоустраивать рыбаков в рамках региональной программы «Содействие занятости населения на 2014–2018 годы». К тому же специалисты министерства отмечают, что омуль не единственная рыба, добываемая на Байкале, и предприятия могут переключиться на вылов хариуса и сига.
– Из ответа на депутатский запрос очевидно, что Росрыболовство и Минсельхоз подошли к проблеме с формальной, бюрократической позиции, – заявил Михаил Щапов. – По-прежнему неясно, какие исследования легли в обоснование столь жесткой меры. А взгляд на проблему трудоустройства в ведомствах крайне поверхностен. Допустим, трудоустройство будет осуществляться в рамках региональной программы, людей будут переучивать на «востребованные на рынке профессии». В Ольхонском районе насчитывается 18 вакансий, это врачи, фельдшеры, дворники, гардеробщик и уборщица. В Слюдянском районе требуется 82 работника, из которых пять фельдшеров, шесть медсестер, 18 врачей, три инженера. Как мы будем трудоустраивать 450 рыбаков и переработчиков? Пока приказ не принят окончательно, необходимо пытаться перенести это непродуманное формальное решение, чтобы разработать реальные программы поддержки населения с участием федерального бюджета.
Между тем квоты на вылов омуля в 2017 году для Иркутской области установлены в размере 61 тонны. Это в три раза меньше прошлогодней. Дело в том, что в 2016 году при выделенной квоте в 197,7 тонны омуля, по данным на 1 октября, было выловлено всего 86 тонн, или 44%. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства Иркутской области, квоты выделяются в плановом порядке.