Сергей Тен: ПРЕСТИЖ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА И ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сергей Тен: ПРЕСТИЖ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА И ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

— Сегодня одна из наиболее актуальных проблем на рынке труда Иркутской области – дефицит инженерных кадров и рабочих специальностей.Что делается для решении этой проблемы?
— Сейчас нужно говорить не только о повышении престижа рабочих специальностей, но и росте интереса к инженерии в целом. И проблема эта – общероссийская. Как представитель Бюро «Союза Машиностроителей России», могу сказать, что сегодня мы делаем реальные шаги для реализации поставленной президентом России задачи.
Разработана и внедряется программа «Новые кадры ОПК» — это программа целевой подготовки для студентов-старшекурсников. В ней принимают участие 57 российских учебных заведений, которые разрабатывают новые образовательные модули совместно с работодателями. Около 3000 студентов вовлечены в проекты предприятий ОПК, 12 вузов получили дополнительные бюджеты на создание технологической инфраструктуры для подготовки кадров по заказу оборонных предприятий. Важно, что эта программа работает под конкретный заказ и софинансируется работодателями. По статистике, каждый третий абитуриент, сдавший ЕГЭ по физике в 2014 году рассматривал целевую форму обучения.
С 2014 года мы работаем над тем, чтобы включить физику в перечень обязательных предметов для сдачи единого госэкзамена, а также выделить государственную поддержку для проведения школьных олимпиад с инженерным уклоном. Нужно сформировать многоуровневую систему подготовки специалистов на военных кафедрах технических вузов для оборонных предприятий на основе заявок Союза Машиностроителей. Это должна быть комплексная система подготовки инженерных кадров, поддержанная государством. К слову, нельзя недооценивать эффективность проекта – «Инженеры будущего». За три года в мероприятии, проводимом на берегу озера Байкал, приняли участие молодые инженеры из 370 промышленных компаний и 70 вузов из 56 регионов РФ, а также представители свыше 40 зарубежных стран. Сегодня уже говорим о проектах, которые получили путевку в жизнь именно благодаря форуму. У нас есть кандидатские и докторские диссертации, публикации научных статей, интересные экспериментальные образцы, которые, по мнению специалистов, не имеют зарубежных аналогов. Главное, форум объединяет талантливую молодежь, дает им стимул расти, развиваться, дает шанс карьерного роста.
Что касается рабочих специальностей, их популярность постепенно растет. Раньше, для того чтобы работать, достаточно было пройти кратковременные курсы. А на данный момент подобный труд требует специальных навыков и знаний, соответственно, обученные специалисты будут востребованы работодателями.
Считаю, что этот вопрос будет развиваться и становиться актуальнее, особенно в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования. В 2015 году будет первый выпуск бакалавров по новым стандартам, а также последний выпуск инженеров по существующим стандартам. Соответственно, выпускников будет существенно больше, чем в прежние годы. В частности, в ведущем автодорожном вузе страны – МАДИ – в 2014 году выпустилось 1300 студентов, а в этом году выпускается порядка 2200 студентов. В отраслях будут более востребованы инженеры, чем бакалавры. Поскольку это, всё-таки, полное высшее образование, и работодатели гораздо охотнее берут на работу готовых специалистов. Хотя, считаю, что сегодня понятие «рабочая специальность» сильно отличается от уровня 20-летний давности. Научный прогресс не стоит на месте и квалификационные требования значительно выше и технологичнее, чем были раньше. Абсолютно уверен, что должна быть ступенчатая система профтехобразования.

— В Иркутской области, на ваш взгляд, есть положительные примеры такого взаимодействия – ступенчатых форм обучения?
— Тема обучения кадров для транспортной отрасли активно обсуждалась на «Транспортном форуме» в Новосибирске. Пожалуй, только Министерство транспорта и Министерство здравоохранения России оставили отраслевые вузы в своем подчинении. Поэтому сегодня вопрос специализации студентов здесь решается эффективнее, чем в других отраслях. К примеру, в рамках ИрГУПСа действуют четыре колледжа и техникума, а также университет имеет лицензии на подготовку по 86 рабочим специальностям, первыми в отрасли здесь переходят на подготовку специалистов прикладного бакалавариата. Таким образом, не на словах, а на деле обеспечивая принцип непрерывного образования.
В Иркутской области данная работа эффективно выстроена в ИрНИТУ. Буквально в начале года здесь прошел круглый стол «Развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока: экономика, технологии, инновации». В резолюции отдельным блоком мы выделили вопросы о создании бюджетных мест в технических вузах, системе сетевого, дистанционного обучения с ведущими вузами страны в вопросах координации по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам, направленным на создание и внедрение новых технологий, материалов и инноваций в сфере транспортной инфраструктуры. Была поддержана идея открытия на базе университета Научно-внедренческого центра дорожного строительства и содержания дорог, с целью «консолидирования возможностей научных, проектных организаций, бизнеса, российских университетов и внедрения инновационных технологий и материалов в области дорожного строительства на территории Сибири и Дальнего Востока». Сегодня, Байкала–Амурская магистраль и Транссиб входят в число приоритетных инфраструктурных проектов России. По прогнозам специалистов, БАМ создаст порядка тысячи новых рабочих мест. При этом, в рамках реализации новых транспортных проектов, привлечение иностранной рабочей силы будет сведено к минимуму, а роль транспортных вузов, как поставщиков кадров, возрастет.
На мой взгляд, работа в активной связке « Вуз – предприятие» может дать очень хорошие результаты.

— Каким образом депутаты Государственной Думы России вовлечены в процесс решения этой непростой задачи?
— Возвращаясь к «Союзу машиностроителей России». Одно из важнейших направлений Союза – это экспертное участие в разработке законодательных инициатив, направленных на формирование государственной поддержки российского машиностроения, повышения конкурентоспособности нашей продукции на отечественном и мировом рынке. Самое активное участие в работе принимают наши региональные отделения, конечно Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края. Но хочу подчеркнуть, заказчиками для вузов и ссузов должны выступать работодатели. Только в такой тесной связке, с поддержкой государства мы за 2-3 года сможем переломить ситуацию и повысить престиж и Человека труда и престиж Инженерных специальностей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ